Пароход двух императоров
Пароход двух императоров - Пароход-музей «Св. Николай» является филиалом Красноярского краевого краеведческого музея. Расположен в историческом центре Красноярска, в районе Стрелки, у причала на набережной Енисея.
Другие фотографии на ФотоКто: ← Зверево. Новый сквер у Свято-Никольского храма. | Зверево. Профессиональное училище №64. →
Просмотры: 633
EXIF:
Изготовитель:
Xiaomi
Камера:
M2004J19C
Диафрагма:
f/2,2
Выдержка:
1/793s
ISO:
111
Ф.расстояние:
3,789mm
Программа:
Windows Photo Editor 10.0.10011.16384
Дата съёмки:
08.06.2021 - 16:13:23
В 1887 г. пароход начал совершать свои первые рейсы до Минусинска и затем регулярно работал на линии Минусинск — Енисейск. Он был самым быстроходным по тем временам судном на Енисее. Доставленная из Швеции паровая машина мощностью 160 номинальных сил (500 л. с.) вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода до 9 верст в час против течения реки и 25 верст в час по течению. Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Топливом служили дрова, в сутки сжигали 50 кубометров.
Пароход принимал на борт от 150 до 200 пассажиров. Именно на нем 1 июля 1891 г. совершил короткую поездку цесаревич Николай, будущий император России, возвращаясь из путешествия на Восток. 30 апреля 1897 г. В. И. Ленин со своими соратниками Г. М. Кржижановским и В. В. Старковым отправились на этом пароходе в г. Минусинск, следуя к месту ссылки.
После октябрьской революции 1917 г. пароход был назван «Николай». В 1918 г. по решению Енисейского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов было решено эвакуировать пароход в Архангельск, поскольку Красноярск был окружен чехословацкими войсками. Однако «Николай» не дошел до низовьев Енисея и вернулся в Красноярск. В августе 1920 г. он был переименован и назывался «Красноармеец», позже работал под № 218, с 1921 г. назывался «Фридрих Энгельс». Позже был списан как самоходное судно и превратился в баржу «Туба», а в конце 50-х гг. прошлого столетия под № 318 служил сливной базой в Подтесово до списания в металлолом.
В 1968—1970 гг. сначала в Подтесово, а затем на Красноярском судоремонтном заводе конструкторы Енисейского речного пароходства и завода по присланным из Тюмени и Тобольска чертежам, а также по сохранившимся архивам пароходства восстановили внешний вид и внутреннюю начинку парохода. Реконструкция была приурочена к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В 1970 г. пароход был восстановлен, на нем была развернута экспозиция, посвященная жизни В. И. Ленина в ссылке и его пребыванию на судне.
До 1987 г. пароход стоял на набережной у Красноярского театра оперы и балета. В 1987 г. по решению крайкома КПСС на Красноярской ГЭС в течение месяца поднимали уровень воды в Енисее, чтобы отбуксировать пароход к музею Ленина. Там его установили на подготовленный пьедестал. Затем примерно через месяц вода в Енисее вернулась на прежний уровень, и пароход удалось окончательно закрепить на новом месте стоянки.
17 июля 2006 г. из-за массового таяния снегов и циклона на юге края уровень Енисея поднялся настолько, что «Св. Николай» оказался в воде. Существовала опасность, что музей оторвется от пьедестала и уйдет вниз по течению. В срочном порядке были эвакуированы выставки и экспозиции музея. От воды пострадала обшивка нижних палуб и кают, были повреждены коммуникации. Музей потребовал серьезной реставрации, на которую ушло около четырех лет. В 2010 г. музей вновь открылся для посетителей.
В этом году пароход опять оказался на плаву...но опасности его подтопления уже нет..