Теги: Место клятвы Герцена и Огарева .
Место клятвы Герцена и Огарева = Р.S.Место закладки масонского Витбергова храма на Воробьевых горах.
Место клятвы Герцена и Огарева = Р.S.Место закладки масонского Витбергова храма на Воробьевых горах. - На этом месте был Закладочный Камень Храма Витберга...
Часть первая. Детская и университет (1812–1834).
Глава IV. Ник и Воробьевы горы...В Лужниках мы переехали на лодке Москву-реку на самом том месте, где казак вытащил из воды Карла Ивановича. Отец мой, как всегда, шел угрюмо и сгорбившись; возле него мелкими шажками семенил Карл Иванович, занимая его сплетнями и болтовней.
Мы ушли от них вперед и, далеко опередивши,
взбежали на место закладки Витбергова храма на Воробьевых горах.
Запыхавшись и раскрасневшись, стояли мы там, обтирая пот.
Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись,
присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу.
Сцена эта может показаться очень натянутой, очень театральной, а между тем через двадцать шесть лет я тронут до слез, вспоминая ее, она была свято искренна, это доказала вся жизнь наша. Но, видно, одинакая судьба поражает все обеты, данные на этом месте; Александр был тоже искренен, положивши первый камень храма, который, как Иосиф II сказал, и притом ошибочно, при закладке какого-то города в Новороссии, – сделался последним. Мы не знали всей силы того, с чем вступали в бой, но бой приняли. Сила сломила в нас многое, но не она нас сокрушила и ей мы не сдались, несмотря на все ее удары. Рубцы, полученные от нее, почетны, – свихнутая нога Иакова была знамением того, что он боролся ночью с богом.
С этого дня Воробьевы горы сделались для нас местом богомолья, и мы в год раз или два ходили туда, и всегда одни.
Источник: http://gertsen.lit-info.ru/gertsen/proza/byloe-i-dumy/1-glava-iv.htm
Часть первая.Глава IV.
..взбежали/Герцен и Огарев/ на место закладки Витбергова храма на Воробьевых горах...
...постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись,
присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу...
Р.S.Место клятвы было у Закладочного Камня Храма Витберга,где теперь стоит стелла посвященная клятве Герцена и Огарева.
Не увидел Александр Витберг и окончания строительства этого храма: архитектор умер в 1855 году в полной безвестности, а храм Христа Спасителя, возведенный по проекту Константина Тона, был торжественно освящен 26 мая (7 июня) 1883 года.
(Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/khrama-khrista-spasitielia-koloss-na-vorobievykh-ghorakh)
После изгнания из России наполеоновской армии, император Александр I 25 декабря 1812 года издал высочайший манифест о построении в Москве храма. Храм должен был стать символом победы русского народа в войне 1812 года и возрождением Москвы сожженной дотла французами.
12 октября 1817 года на Воробьевых горах в присутствии царя Александра I был заложен первый камень в основание будущего храма.
Проект храма был разработан архитектором Карлом Витбергом. Но в связи с недостаточной надежностью почвы на месте строительства и денежных растратах при строительстве, храм так и не был достроен.
26 августа 1837 года в день 25-летия Бородинского сражения на берегу реки Москвы, на Волхонке, произошла вторая торжественная закладка камня в основании будущего храма.
Закладной камень был перевезен с места прежней закладки на Воробьевых горах, на него была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя, членов строительной комиссии и архитектора Константина Тона. На закладке камня присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович.
7 июня 1883 года храм был торжественно освещен императором Александром III.
В 1931 году по решению Центрального исполнительного комитета СССР храм был снесен.
5 декабря 1990 года на месте будущего строительства храма был установлен гранитный закладной камень. Проект нового храма был разработан архитекторами Михаилом Михайловичем Посохиным и Алексеем Михайловичем Денисовым.