На окраине Александровского парка Царского Села, рядом с Египетскими воротами, полыхает золотыми куполами живописный ансамбль Феодоровского Государева собора. Как так получилось, что он так сильно отличается от остальных храмов Санкт-Петербурга?
В начале ХХ века в высших религиозных, политических и художественных кругах была сформулирована очередная идея национального возрождения России. Приветствовалась «русскость» во всём. Под влиянием этой идеи в Царском Селе перед самой революцией родился целый архитектурный ансамбль в «национальном» стиле.
7 марта 1909 года Государь «лично изволил указать <…>место сооружения церкви для частей охраны». Ктитор собора Д. Н. Ломан вспоминает: «Живо помнится, как Государь Император вышел из дворца <…>и лично по глубокому снегу указал место для будущего храма».
Торжественную закладку храма произвели в присутствии Императора Николая Второго, Великого Князя Михаила Александровича, Великих Княжон Ольги и Татьяны 20 августа 1909 года. Автором первоначального проекта был профессор архитектуры Александр Николаевич Померанцев, которому было предложено, ввиду близости будущей постройки к Александровскому дворцу, создать церковь в стиле ампир, В храме две церкви: верхняя церковь (вместимость тысяча человек) с главным престолом во имя Феодоровской иконы Божией Матери и боковым приделом во имя Святителя Алексия митрополита Московского; нижняя церковь (Пещерный храм) во имя преподобного Серафима Саровского.
Из всех икон необходимо выделить Феодоровскую икону Божией Матери, в честь которой освящен главный престол собора. В 1613 году в Костроме, в Ипатьевском монастыре, великая старица инокиня Марфа, мать первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича, благословила своего сына на царствование перед Феодоровской иконой Божией Матери и поручила его ее заступничеству; с тех пор эта икона особо почитаема всеми Романовыми
В начале ХХ века в высших религиозных, политических и художественных кругах была сформулирована очередная идея национального возрождения России. Приветствовалась «русскость» во всём. Под влиянием этой идеи в Царском Селе перед самой революцией родился целый архитектурный ансамбль в «национальном» стиле.
7 марта 1909 года Государь «лично изволил указать <…>место сооружения церкви для частей охраны». Ктитор собора Д. Н. Ломан вспоминает: «Живо помнится, как Государь Император вышел из дворца <…>и лично по глубокому снегу указал место для будущего храма».
Торжественную закладку храма произвели в присутствии Императора Николая Второго, Великого Князя Михаила Александровича, Великих Княжон Ольги и Татьяны 20 августа 1909 года. Автором первоначального проекта был профессор архитектуры Александр Николаевич Померанцев, которому было предложено, ввиду близости будущей постройки к Александровскому дворцу, создать церковь в стиле ампир, В храме две церкви: верхняя церковь (вместимость тысяча человек) с главным престолом во имя Феодоровской иконы Божией Матери и боковым приделом во имя Святителя Алексия митрополита Московского; нижняя церковь (Пещерный храм) во имя преподобного Серафима Саровского.
Из всех икон необходимо выделить Феодоровскую икону Божией Матери, в честь которой освящен главный престол собора. В 1613 году в Костроме, в Ипатьевском монастыре, великая старица инокиня Марфа, мать первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича, благословила своего сына на царствование перед Феодоровской иконой Божией Матери и поручила его ее заступничеству; с тех пор эта икона особо почитаема всеми Романовыми