Большая каменная лестница была сооружена по проекту В. Бренны в 1799 году, в период превращения Павловска в официальную императорскую резиденцию. Первоначально здесь, на высоком берегу Славянки находилась Башня-руина, которую пришлось разобрать после возведения нового Северного корпуса дворца. Затем, к северу от Тройной липовой аллеи В. Бренна создал новую регулярную планировку Больших кругов. Чтобы плавно связать Большие круги с Долиной реки Славянки, В. Бренна сооружает Большую каменную лестницу, которую иногда называют Итальянской или Лестницей В. Бренна.
Лестница, бесспорно, навеяна мотивами итальянской архитектуры, как дворцовой, так и садово-парковой. Она имеет 64 ступени, разделенные на четыре марша по 16 ступеней в каждом, с тремя небольшими площадками между ними. С каждой стороны лестницы расположены 12 уступов. На нижних устоях, у подножия лестницы установлены скульптуры чугунных львов. Рычащие, со звериным оскалом, словно готовящиеся к прыжку, они воплощают собою строгих стражей порядка, охраняющих императорский дворец. На верхних - фигуры львов из белого мрамора итальянской работы XVIII века мирно и ласково встречают гостей.
Таким образом, В. Бренна не только связал воедино пейзажный район Долины реки Cлавянки с парадным придворцовым районом, но и в соответствии со вкусами XVIII века, обогатил язык пейзажа своеобразной драматургией, наполнив его символикой.
Наверху лестницы В. Бренна оформил площадку, служащую переходом к Большим кругам и украсил ее балюстрадой с чугунными вазами. С этой обзорной площадки открывается превосходная панорама противоположного извилистого берега Славянки с открытым простором зеленого луга с темными кулисами деревьев на дальнем плане, с деревьями-солитерами, словно расставленными как на сцене и, наконец, видом на Храм Дружбы, вписанным в изгиб реки.
Лестница, бесспорно, навеяна мотивами итальянской архитектуры, как дворцовой, так и садово-парковой. Она имеет 64 ступени, разделенные на четыре марша по 16 ступеней в каждом, с тремя небольшими площадками между ними. С каждой стороны лестницы расположены 12 уступов. На нижних устоях, у подножия лестницы установлены скульптуры чугунных львов. Рычащие, со звериным оскалом, словно готовящиеся к прыжку, они воплощают собою строгих стражей порядка, охраняющих императорский дворец. На верхних - фигуры львов из белого мрамора итальянской работы XVIII века мирно и ласково встречают гостей.
Таким образом, В. Бренна не только связал воедино пейзажный район Долины реки Cлавянки с парадным придворцовым районом, но и в соответствии со вкусами XVIII века, обогатил язык пейзажа своеобразной драматургией, наполнив его символикой.
Наверху лестницы В. Бренна оформил площадку, служащую переходом к Большим кругам и украсил ее балюстрадой с чугунными вазами. С этой обзорной площадки открывается превосходная панорама противоположного извилистого берега Славянки с открытым простором зеленого луга с темными кулисами деревьев на дальнем плане, с деревьями-солитерами, словно расставленными как на сцене и, наконец, видом на Храм Дружбы, вписанным в изгиб реки.