Памятник Л.Н. Толстому в Москве был установлен в 1928 году на Девичьем поле, недалеко от Музея-усадьбы в Хамовниках, с которой связаны последние годы жизни писателя.
В 1972 году памятник Толстому перенесли во двор Государственного музея на Пречистенскую улицу,11.
Скульптор Сергей Меркуров создал образ умудренного жизнью, могучего духом старца, крепкая фигура которого, со слегка наклоненной мощной головой, большими руками, характерным жестом, засунутыми за пояс руками, как бы органично вырастает из блока крупнозернистого камня. Необыкновенно выразительно лицо, на котором лежит тень глубоких раздумий и тяжких переживаний, мудрый и печальный взгляд из-под густых бровей, скорбные складки лба, сурово сжатые губы. Особая ценность этой работы в том, что портрет выполнен на основе посмертной маски, которую Меркуров лично снял с лица Льва Николаевича Толстого в ноябре 1910 года на станции Астапово. Замыслом автора было показать неразрывную связь писателя и его творчества с русской землей, с природными корнями его таланта, наконец, о его приверженности крестьянскому труду.
В 1972 году памятник Толстому перенесли во двор Государственного музея на Пречистенскую улицу,11.
Скульптор Сергей Меркуров создал образ умудренного жизнью, могучего духом старца, крепкая фигура которого, со слегка наклоненной мощной головой, большими руками, характерным жестом, засунутыми за пояс руками, как бы органично вырастает из блока крупнозернистого камня. Необыкновенно выразительно лицо, на котором лежит тень глубоких раздумий и тяжких переживаний, мудрый и печальный взгляд из-под густых бровей, скорбные складки лба, сурово сжатые губы. Особая ценность этой работы в том, что портрет выполнен на основе посмертной маски, которую Меркуров лично снял с лица Льва Николаевича Толстого в ноябре 1910 года на станции Астапово. Замыслом автора было показать неразрывную связь писателя и его творчества с русской землей, с природными корнями его таланта, наконец, о его приверженности крестьянскому труду.