Теги: Москва, Московский Кремль,
Архангельский собор
Архангельский собор
Просмотры: 584
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
DSC-HX9V
Диафрагма:
f/3,5
Выдержка:
1/200s
ISO:
100
Ф.расстояние:
5,79mm
Программа:
Zoner Photo Studio 17
Дата съёмки:
24.01.2020 - 15:09:34
В начале XVI века для строительства нового собора взамен обветшавшего великий князь Иван III пригласил итальянского архитектора, который, проведя год (по другим источникам – даже несколько лет в пути), в 1505 году приступил к строительству нового княжеского храма. Есть предположения, что при этом были сохранены некоторые фрагменты старого здания, вошедшие в стены и фундамент нового. Старый собор еще в 1450 году сильно пострадал от удара попавшей в него молнии и с тех пор находился в тяжелом состоянии.
До завершения строительства Иван III не дожил и был погребен фактически на территории строительства. Заканчивали собор уже при его сыне, Василии III.
Архангельский собор в Московском Кремле. Северный порталСобор был построен в традициях одновременно и русской, и итальянской архитектуры; впрочем, и та и другая восходят в своих истоках к византийской традиции. Белокаменный крестовокупольный храм высотой 21 метр (без глав), со сводами, опирающимися на шесть столпов, увенчан пятью главами и очень богато украшен снаружи. Фасады храма с юга и севера разделены лопатками на пять частей, а с запада – на три; лопатки заканчиваются пышными капителями, а над стенами поставлен ряд необычных закомар с глубокими раковинами. На половине высоты фасадов проведен сложный карниз, делящий их пополам, на два света с высокими и узкими окнами. Белокаменная резьба, разнообразная и очень красивая, придает собору легкость и устремленность вверх, несмотря на его огромные размеры. Резьбой украшены все порталы − как боковые, так и главный, устроенный в заглубленной нише. В этом декоре Алевиз Новый применил ряд приемов, свойственных не храмовой, а светской итальянской архитектуре эпохи Ренессанса.
Световые барабаны, поставленные немного асимметрично, также позволяют собору смотреться изящно и легко. Благодаря им же, наряду с двумя рядами окон, интерьер собора получил хорошее, правильное освещение, которое тем более важно из-за уникальных росписей, которые украсили стены при Иване IV Грозном. Росписи эти в 1652-1656 годах были сняты и заново написаны по заранее сделанным прорисям выдающимися мастерами своего времени: Симоном Ушаковым, Степаном Рязанцем, Иосифом Казанцем и Сидором Поспеевым. Конечно, колоссальную работу выполняли они не вчетвером, им помогали около 100 изографов из Ярославля, Калуги, Новгорода, в том числе и такие художники, как Гурий Никитин и Сила Саввин. Их работа сохранилась и по сей день. На фресках изображены все великие и удельные князья, погребенные в соборе до времени росписи. В соборе сохранился роскошный иконостас, написанный в 1679-1681 гг., в царствование Федора Алексеевича Романова. В нижнем его ряду находятся древние иконы, оставшиеся от прежнего иконостаса, в том числе и храмовая икона, написанная, по преданию, по заказу монахини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского, около 1399г., в память о Куликовской битве. Это икона «Архангел Михаил в деяниях».
В середине XVI века к собору были пристроены приделы: Иоанна Предтечи у южной абсиды и мученика Уара у северной. Каждый из них имеет отдельный вход со стороны площади.
В числе захоронений собора есть особо почитаемые, мощи российских святых: князя Дмитрия Донского, Михаила и Федора Черниговских, царевича Димитрия.
Во время вторжения наполеоновских войск в Москву собор сильно пострадал. Не пощадил его и обстрел Кремля в 1917 году. В 1918 году собор был закрыт вместе с другими храмами Кремля. Когда в 1929-1930 годах сносили собор Вознесенского монастыря − женскую княжескую усыпальницу, в подклет Архангельского собора были перенесены в каменных гробах останки цариц и великих княжон. В 1955 году в соборе был открыт музей; с конца 1970 гг. началась масштабная реставрация древнего храма.
Сейчас в соборе продолжает оставаться музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.
Успехов, Андрей !