Теги: россия, родина, центр россии, золотое кольцо, город, ярославль, советская площадь в ярославле, ильинская площадь в ярославле, храм илии пророка, ильинский храм, архитектура, памятник архитектуры, древнерусское зодчество, ярославское зодчество, 1647-1650 г
Ярославль. Храм Илии Пророка и Новогодняя елка
Ярославль. Храм Илии Пророка и Новогодняя елка
Другие фотографии на ФотоКто: ← Совет от гнома в уходящем году. | Гномик Алексей! →
Просмотры: 1337
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
45mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
Дата съёмки:
06.01.2017 - 12:02:30
Адрес: Ярославль, Севетская (Ильинская) площадь, 1
Строительство: 1647-1650 годы
Стиль: Древнерусское зодчество, ярославское зодчество
Согласно "Сказанию о построении града Ярославля", самую первую в городе церковь во имя Илии Пророка заложил Ярослав Мудрый. Легендарный поединок князя с медведицей - покровительницей живших на этих землях племён - произошёл как раз в Ильин день. Одолев зверя, "христолюбивый князь повелел рубить деревья и расчищать место, на котором решил град поставить. И вскоре мастера начали строить церковь святого пророка Ильи и град созидать. Город сей благоверный князь Ярослав назвал в своё имя Ярославлем".
Нынешний преемник древней церкви, о которой идёт речь, - Ильинско-Тихоновский храм в Ярославском кремле. Чуть дальше некогда стояли две деревянные церкви, одна из них тоже была посвящена пророку Илье. На их месте впоследствии и возвели знаменитый ярославский шедевр. Средства на строительство храма выделили состоятельные ярославские купцы - братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Имея достаточно денег, они решили возвести церковь, что называется, "для себя", на своём собственном подворье. Купцы знали, что земля русская щедра на таланты, и не поскупились пригласить лучших мастеров. Строительство началось в 1647 году, а закончилось через три года, о чём гласит надпись справа от входа в храм: "Благоволением Бога Отца Вседержителя и споспешением Единородного Сына Его Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и содействием Святого и Животворящего Духа начаты созидатися сии церкви во имя Пресвятыя Богородицы, честного Ея Покрова и Святого Пророка Ильи с прочими тремя приделы в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святейшем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском".
Ильинская церковь получилась величественной и нарядной. Мы привыкли видеть её белоснежной, но изначально её не белили - она оставалась красной, расписанной яркими "травами", её кокошники и наличники покрасили синей, охристой и зелёной красками, а купола покрыли зелёной черепицей.
О купцах Скрипиных стоит рассказать подробно. Это были не просто богатые торговые люди. Известно, что Иоанникий Скрипин входил в число избранных - носил звание государева гостя; таковых во всей стране насчитывалось всего 24 человека. Безусловно, братья знали грамоту - в "Книге церковного строения", составленной после окончания строительства храма Ильи Пророка, сохранилось немало их собственноручных помет. Торговали Скрипины мехами, драгоценными камнями, церковной утварью - как тогда говорили, "на великую сумму". О размахе их дела можно судить по замечанию С. В. Бахрушина о другом купце - Свешникове: "Через своих агентов Свешников выводил из-за Урала очень большое количество мехов, уступал в этом среди ярославских скупщиков пушнины только знаменитым Скрипиным". Ещё бы - ведь они, Скрипины, были поставщиками царского и патриаршего дворов и, говорят, водили личное знакомство с первыми самодержавцами из династии Романовых - Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем. Поэтому неудивительно, что когда братья завершили строительство храма Илии Пророка, царь не стал возражать против желания Патриарха Московского и всея Руси Иосифа отправить в дар Скрипиным бесценную святыню - частицу Ризы Господней из кремлёвского Успенского собора. В её честь братья решили возвести шатровый Ризоположенский придел. Скрипины любили свой храм и устроили в нём фамильную усыпальницу. Умерли братья с разницей всего в один год: Иоанникий - в 1660 году, а Вонифатий - в 1661-м.
После революции храм Илии Пророка передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1922 году церковь поставили на учёт в губернском Историческом музее, присвоив ей высшую категорию ценности, и открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. Церковь стала частью отдела древнерусского искусства. Это спасло храм от уничтожения, а ведь снести его порывались. К началу 1930-х годов было уже собрано несколько тысяч подписей рабочих ярославских предприятий, требовавших от облисполкома убрать храм Илии Пророка из центра города, так как он, цитата из обращения "сознательных" пролетариев, "чрезвычайно мешает новой планировке города, находится на площади, имеющей административно-советское значение, где по требованию общественности намечена установка памятника борцам революции, павшим от белогвардейского мятежа". А ещё по мнению "подписантов", церковь мешала проводить на Советской площади демонстрации и парады. Местные газеты с удовольствием "подключились" к этой кампании, но, к счастью, вовремя вмешались известные реставраторы П. Д. Барановский и Н. Н. Померанцев. Да и исполнявший тогда обязанности директора музея Н. В. Кузнецов отказался подписывать решение о сносе церкви. Не прошло и десяти лет, как храму нашли очень странное, на первый взгляд, применение. Союз воинствующих безбожников, активно действовавший в СССР в довоенные годы, решил использовать помещение церкви Илии Пророка под... антирелигиозный музей. На поверку же это оказалось не такой уж плохой идеей, ибо во вновь организованный музей стали свозить предметы церковного обихода из других храмов, в нём собрали большую коллекцию колоколов.
Директор музея Виктор Михайлович Ковалёв, хоть и был активистом ярославского отделения Союза воинствующих безбожников, не позволил сбить фрески, что предлагали сделать некоторые из его соратников. Напротив, он включил их в музейную экспозицию: в северной части галереи, где росписи иллюстрируют первые главы Библии, размещалась выставка, повествующая об устройстве Вселенной, о происхождении Солнечной системы и так далее. Другие выставки рассказывали об истоках религиозного мировозрения, о религии в древние времена, о "ярославском белогвардейском мятеже и церковниках", о "победе социализма в СССР и отходе масс от религии". А ещё Ковалёв выставил в храме Илии Пророка уникальный экспонат. Таких тогда в стране было всего два - в Ленинграде и Свердловске. Речь идёт о маятнике Фуко. Увидев это приспособление в Исаакиевском соборе, директор Ярославского антирелигиозного музея захотел повторить этот опыт и в Ярославле. Вот его собственный рассказ: "Взяв все необходимые сведения и расчёты, а по приезде домой измерив высоту центра церкви, выразившуюся в 13 метрах, я после расчётов пришёл к выводу, что такой же маятник, только в меньшем виде, можно сделать и у нас. Этой идеей заинтересовались работники 62-го завода, за неделю они рассчитали конструкцию маятника Фуко и изготовили его. Но встал вопрос об укреплении стального конца проволоки со стаканом механизма вращения в среднем куполе на высоте 13 метров. Тогда я влез внутрь купола через окно с улицы и укрепил стакан. На конце проволоки мы прикрепили тринадцатикилограммовый чугунный шар и поставили на пол деревянный диск диаметром в три метра... На следующее утро мы провели испытание, вооружившись часами. Через пять минут маятник отклонился на два градуса". Сам Ковалёв очень гордился своей "придумкой", тем более что за неё он получил значок атеиста-отличника и почётную грамоту. Но антирелигиозный музей в храме Илии Пророка не прижился - просуществовал он всего три года. А затем началась Велика Отечественная война, и государство, наученное горьким опытом, решило по-иному выстраивать отношения с верующими людьми...
В послевоенные годы церковь Илии Пророка использовалась для хранения фондов Ярославского краеведческого музея. Когда в 1955 году власти задумали открыть храм для посетителей, оказалось, что уникальные иконы и фрески находятся в плачевном состоянии: везде грязь, плесень и паутина. Восстанавливать памятник пригласили художника-реставратора Веру Григорьевну Брюсову. Интерес к древнерусскому искусству она впитала буквально с детства - её дед был священником. Перед Отечественной войной Вера Григорьевна окончила знаменитый Московский институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), стажировалась в отделе реставрации Третьяковской галереи. Позже она отправилась применять на практике полученные знания: сначала укрепляла росписи в новгородских храмах, позже искала в Карелии древние фрески и иконы, в Петрозаводске составляла списки икон, которые во время войны вывезли в Финляндию, а потом вернули в СССР. В храме Илии Пророка ей пришлось промывать стены, укреплять красочные слои... То же самое сделали в приделах и в галерее, восстановили черепицу на кровле, заново позолотили кресты и отремонтировали решётку вокруг храма. После этого церковь стала самостоятельным музейным объектом.
Главный престол храма Илии Пророка вновь освятили в 1989 году. Поначалу богослужения совершались лишь один раз в год - 2 августа, в день памяти пророка Илии. Сейчас служат и по большим церковным праздникам, но только в летний сезон, когда уникальной стенописи не угрожают ни холод, ни влага. 12 мая 1993 года в рамках патриаршего визита в Ярославль в храме Илии Пророка провёл богослужение Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Храм Илии Пророка регулярно реставрируется. С 1990-х годов и по настоящее время по мере необходимости приводятся в порядок фрески, исправляются кирпичная кладка и кровля, поддерживается в должном виде красочное покрытие фасадов. Ярославская епархия неоднократно поднимала вопрос о полной передаче храма Церкви, принимая на себя обязательство неукоснительно выполнять рекомендации музея, однако пока что ситуация остаётся на той же точке, что и двадцать лет назад.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №35.