Теги: Москва,
Дом Пашкова
Дом Пашкова
Другие фотографии на ФотоКто: ← Солнышко встречают | Вечернее марево над Кинеретом →
Просмотры: 1050
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
DSC-HX9V
Диафрагма:
f/4
Выдержка:
1/800s
ISO:
100
Ф.расстояние:
7,38mm
Программа:
Zoner Photo Studio 17
Дата съёмки:
17.10.2019 - 15:33:38
Дом Пашкова сразу же стал новой Московской достопримечательностью. Его изображали на своих полотнах художники, с видом на дом выпускали почтовые марки, открытки и календари, фасад здания украшал даже этикетки на спичечных коробках и конфетные фантики. И сам дом, и холм, на котором он построен, окутаны ореолом таинственности. Ваганьковский холм считают одним из возможных мест, где спрятана библиотека Ивана Грозного. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса Пашкова дома фигурирует в качестве места встречи Воланда и Азазелло.
Здание было построено на Ваганьковском холме, недалеко от Кремля и Каменного моста. Высокий холм послужил своеобразным пьедесталом зданию. Парадный въезд в этот прекрасный дом-дворец выходил в Староваганьковский переулок, а главный фасад здания смотрел на улицу Моховую – это было оригинальным решением, ранее не практиковавшимся. Таким образом, у здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и более домашний и уютный, обращенный во двор. По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице дом расположен под небольшим углом, поэтому красивее он смотрится с отдаленных боковых точек. В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения. Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.
Внизу, на склоне холма в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках. В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее, когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном. Дом Пашкова, который часто называли дворцом, стал первым светским зданием в Москве, из которого можно было видеть Кремль не снизу. Из окон дома видны были и Ивановская и Соборная площади, а позднее – храм Христа Спасителя. На участке находилась и церковь Святого Николая Угодника – бывшая домовая церковь Пашковых.
В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели. Некоторое время пустовал. В 1815-1818 годах архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников, входившие в состав "Комиссии для строения Москвы" отстроили разрушенные части здания. Интересно, что, несмотря на то, что здание находилось в частном владении, средства на его восстановление выделили из казны – такое важное значение Пашков дом играл для архитектурного облика Москвы. В результате внешний вид дома Пашкова незначительно изменился: он был утяжелен за счет того, что при восстановлении бельведера прежние круглые коринфские колонны заменили на трехчетвертные ионические, таким образом, установив над легким ордером более массивный. В процессе реконструкции изменился вид боковых галерей. Вначале переходные балконы были открытыми, а теперь их накрыли двускатной крышей.
После смерти Пашковых дом перешел к двоюродному брату хозяина – А.И. Пашкову, так как детей у супружеской четы не было. Последней из рода Пашковых, кто владел домом, была внучка А.И. Пашкова (Полтавцева по мужу).
В 1839 году дом Пашкова был выкуплен у Пашковой, для Московского Университета. Затем здесь поочередно находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный. В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз. Так, к 1870 году здание значительно обветшало, и директор музея В.А. Дашков обратился с письмом к министру народного просвещения. В этом письме Дашков указывал, что выделенных министерством 7 226 рублей 50 копеек для ремонта музея недостаточно, и он будет вынужден обратиться за материальной помощью к купцу А. Захарову. В результате Захаров не только выделил недостающие средства, но и выстроил помещение канцелярии, а также квартиру для проживания смотрителя музея, и казарму для служащих, за что был награжден императором медалью "За усердие". В 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II. Для посетителей музейной библиотеки был ус троен читальный зал на 300 мест, а позднее его расширили до 500 мест, использовав антресоли. В 1916-1919 годы в музее под руководством архитектора В.А. Веснина был построен и оборудован кабинет Л.Н. Толстого.
В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Такое преобразование было вызвано тем, что в музей после революции 1917 года поступили собрания более чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть. Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях. В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем эту часть здания передали отделу рукописей.
В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.
Особенно крупные изменения в облике здания произошли в 30-е годы 20-го столетия. Именно тогда снесли ограду, окружавшую сад. Ограда была не столько ограничителем пространства, сколько частью общей композиции. Зритель начинал воспринимать архитектурный комплекс с подножия холма, ограниченного белыми колоннами ограды, устремляясь взглядом по склону, к колоннам портика. Теперь же холм со зданием перестали восприниматься, как единое целое. В это же время была построена и лестница со стороны Моховой улицы (архитектор М. Долганов), а на фасаде вместо герба Пашкова был установлен герб СССР. Внутренние интерьеры здания изменялись настолько радикально, что от первоначального их вида практически ничего не сохранилось.
В 1980 году с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР – это произошло вовремя очередного текущего ремонта. В 1986 году, когда поблизости строили станцию метро Боровицкую, фундамент дома просел, а перекрытия потрескались. Над зданием нависла угроза исчезновения. В таком состоянии Пашков дом простоял до 1988 года. Затем библиотечные отделы разместили в другие помещения, а дом закрыли на реконструкцию, которая продолжалась вплоть до 2007 года.