Теги: нижний новгород, ярамрочный проезд в нижнем новгороде, спасский староярмарочный собор, спасский собор, староярмарочный собор, архитектура, памятник архитектуры, архитектор огюст монферран, архитектор р я килевейн, архитектор а а бетанкур, классицизм
Нижний Новгород. Спасский Староярмарочный собор
Нижний Новгород. Спасский Староярмарочный собор
Другие фотографии на ФотоКто: ← Дорога через водопад | Лапочки →
Просмотры: 1062
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/7,1
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
35mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
Дата съёмки:
15.09.2019 - 16:30:04
Адрес: Нижний Новгород, Ярмарочный проезд, 10, к 2
Строительство: 1818-1822 годы, 1888 год — реконструкция
Архитекторы: Августин Августинович Бетанкур, Огюст Монферран, Роберт Яковлевич Килевейн
Стиль: Классицизм
Престол
Главный – в честь Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа).
Левый придел – в честь святого благоверного великого князя Александра Невского (12 сентября, 6 декабря).
Правый придел – в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского (7 августа).
Святыни:
Иконы с частицами мощей святого великого князя Георгия Всеволодовича; святого великого князя Александра Невского; преподобного Серафима Саровского; святителя Петра; святого праведного Алексия Бортсурманского;
Чтимые иконы Нерукотворного образа Спасителя и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».
История
Архитектор – Огюст Монферран. Освящен в 1822 году, повторно – в 1888 году.
После пожара летом 1816 года ярмарка, которая действовала у стен Макарьевского Желтоводского монастыря, была перенесена в Нижний Новгород. Инженеры И. Пуадербард и А. Диго выбрали место для нее на левом низком берегу реки Оки.
А. А. Бетанкур разработал эскизы будущего торгового ансамбля и привлек к работе Огюста Монферрана. В дальнейшем Бетанкур перенес предполагаемую территорию торга ближе к Кунавинской слободе и указал подсыпать ее низины песком еще на 6–8 метров, что замедлило строительство и увеличило стоимость работ. Подобный перенос был сделан из-за угрозы паводков.
Место для ярмарочного собора было определено на главной оси ярмарочного ансамбля. Архитектором собора стал Огюст Монферран. Под собором было сводчатое подземное помещение, которое стали затем сдавать торговцам под склады.
План собора был крещатым: к главному квадратному основанию (11х11 саженей) по странам света пристраивались прямоугольные, решенные индивидуально объемы. Обращенный к торговым корпусам парадный южный вход имел не только четырехколонный портик, но и за ним по центру еще две отдельно стоящие колонны римского ордера, в то время как северный притвор имел лишь четырехколонный портик.
Восточная алтарная часть и западный притвор оформлялись лишь пилястрами, и это придавало нижегородскому ярмарочному собору явно индивидуальное архитектурно-художественное решение. Храм получил световое пятиглавие. Большие окна мощных барабанов глав позволяли максимально использовать верхний свет, в связи с этим на проработку лепного убранства интерьера было обращено особое внимание: обильно украшенный лепниной кессонированный свод центрального нефа опирался на широкий выносной пояс-антаблемент, который зрительно поддерживали приставные колонны.
Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил. Церковь была заложена 1 августа 1818 года, 5 июля 1822 года в храме был освящен главный престол в честь Происхождения честных древ Святого Животворящего Креста Господня, 31 июля – придел святого Макария Желтоводского и Унженского, чудотворца, а 1 августа – придел в честь святого Александра Невского.
Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас.
Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского, – Староярмарочной.
Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев. Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым.
Храм был возведен на достаточно опасной территории: паводковые воды постепенно размывали насыпной грунт, в стенах собора появились трещины. В конце XIX века Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал собор. Повторно он был освящен 31 июля 1888 года.
В XX столетии в храме располагался склад, в административном здании – квартиры. Спасский Староярмарочный собор был возвращен Нижегородской епархии в 1991 году.
Рядом с храмом находится часовня-усыпальница с могилой приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) (на Нижегородской кафедре с 1977 по 2001 гг.).
http://nne.ru/objects/spasskij-staroyarmarochnyj-sobor/