Теги: Москва, церковь Николая Чудотворца,
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
Другие фотографии на ФотоКто: ← сегодняшний улов 3 | сегодняшний улов 2 →
Просмотры: 770
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
DSC-HX9V
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/320s
ISO:
100
Ф.расстояние:
4,28mm
Программа:
Zoner Photo Studio 17
Дата съёмки:
23.08.2019 - 15:32:24
Церковь построена при царе Федоре Алексеевиче в 1679–1682 гг. в Хамовниках — поблизости от существовавшего здесь до этого каменного храма святого Николая Чудотворца (известен с 1657 г., его предшественник, деревянный, с 1625 г.).
Основной (холодный) храм освящен 25 июня 1682 г. В конце года пристроены одностолпная трапезная с подклетом и колокольней, в 1694 г. с юга — придел свт. Алексия, митрополита Московского.
В 1757 г. храм расширен, с севера в трапезной пристроен левый придел свт. Димитрия Ростовского.
В Отечественную войну 1812 г. пострадал интерьер храма. В 1849 г. был восстановлен с заменой значительной части внутреннего убранства. В ноябре 1872 г. на месте придела свт. Димитрия Ростовского устроен придел иконы Божией Матери «Споручница грешных». В начале XIX в. возведены ограда и ворота.
Главный престол — свт. Николая Чудотворца, приделы — свт. Алексия, митрополита Московского, иконы Божией Матери «Споручница грешных» (сев., левый).
Святыни: икона Божией Матери «Споручница грешных», в одноименном, левом приделе. Это точный список с чудотворного образа древнего письма, находившегося в Николаевском Одрином на Орловщине, пожертвованный храму в 1848 г.
В главном иконостасе — икона (1686 г.) свт. Алексия, митрополита Московского, с изображением Кремля со Спасскими воротами, работа царского изографа Ивана Максимова. Другие чтимые святыни: пять икон Божией Матери — Смоленская (XVII в.), Владимирская (подарок Патриарха Пимена в честь 300-летия храма), «Утоли моя печали», «Скоропослушница» и «Троеручица», икона мученика Иоанна Воина (XVIII в.). Достопримечательности храма — древняя сень над плащаницей, выносной (во время крестных ходов) слюдяной фонарь XVII в.
Архитектурный стиль — московское барокко. Реставрировался в 1896 г., 1949 г., 1972 г. По одной оси, с востока на запад, расположены: пятиглавый, бесстолпный храм, с пониженным трехмастным, ориентированным на восток алтарным выступом (апсидой), одноэтажной трапезной и нарядной декоративной трехъярусной шатровой колокольней.
Фасады кирпичного (с применением белого камня) храма украшены цветными поливными изразцами, пышными наличниками и яркими красно-зелеными деталями по белому фону. Завершаются двумя рядами кокошников, покрытых сверху кровлей, на которой на особых кокошниках покоятся имеющие чисто декоративное значение главы. Богатое оконное убранство: обычные и звездчатые кокошники, кирпичные наличники и керамические вставки, на углах — ярко раскрашенные пучки колонок. На наружных стенах сохранились три надгробных эпитафии (XVIII в.). Боковой портал (зонт над входом со стороны улицы) — XVIII в.
Колокольня одна из самых высоких шатровых колоколен в Москве: восьмерик на четверике, с 32 слухами (резонаторами). Выделяется яркой окраской, изразцовым убранством. Первый ярус — парные окошки с кокошниками. Ярус звона, где размещены колокола (сохранились, в т. ч. колокол, отлитый мастером Михаилом Ладыгиным в 1685 г.), состоит из открытых широких, килевидных арок, опирающихся на невысокие столбики. В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов, снятый в 1930-е г. Под звоном лишний этаж, усиливающий распространение звука. Шатер колокольни украшен цветными изразцами. Входы в боковые пристройки колокольни — поздние. Настенная роспись внутри храма — 1845 г. Иконостас и паникадила обновлены в 1872 г. Не закрывался. В 1922 г. из храма изъяты 5 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари.