Теги: москва, история, церковь марона пустынника,
Церковь Марона Пустынника
Церковь Марона Пустынника
Другие фотографии на ФотоКто: ← Весна идет! | Тюльпановый салют! →
Просмотры: 1003
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
DSC-HX9V
Диафрагма:
f/3,3
Выдержка:
1/500s
ISO:
100
Ф.расстояние:
4,28mm
Программа:
Zoner Photo Studio 17
Дата съёмки:
20.02.2016 - 14:03:17
В 1727 году был пристроен теплый придел во имя преподобного Марона.
В 1730 году священник Сергий Анисифоров обратился к великой государыне императрице Анне Иоанновне с ходатайством о помощи в построении каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Марона чудотворца, которому от Господа дана благодать «огневицу и трясавицу утолять, бесы прогонять и от различных недугов и скорбей и болезней освобождать, с верою приходящим и просящим исцеление подавать».
12 июня 1730 года указом императрицы Анны Иоанновны велено вместо деревянной ветхой Благовещенской церкви построить новую каменную во имя того же храма с приделом преподобного Марона.
Сильно пострадала церковь во время Отечественной войны с французами 1812 года. Мароновская церковь оказалась оскверненной; антиминса в Мароновском приделе не оказалось; и, хотя престолы с одеждами остались целы и неповрежденны, некоторое время богослужения в храме не совершались. После этого храм шесть лет не имел своего причта, будучи приписан к соседней церкви святителя Николая Чудотворца в Голутвине.
Постепенно, благодаря заботам священника Алексия Попова и благодетеля, сына московского купца, Логгина Кузьмича Лепешкина — Василия Логгиновича, храм был восстановлен. В 1828 году Василий Логгинович стал церковным старостой. В течение 74 лет, с 1828 по 1902 год старостами храма были члены семьи Лепешкиных.
В апреле 1831 года ктитор храма Василий Логгинович Лепешкин построил новый придел в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, при этом был расширен храм и подняты своды. Заботясь о причте храма, ктитор купил двухэтажный дом на смежной с церковью земле, принадлежавшей камергеру Юрию Ивановичу Трубецкому, и устроил на нижнем этаже богадельню, поселив на бесплатное жительство бедных женщин. Второй этаж сдавался в наем, а средства шли в пользу священноцерковнослужителей и на благолепие храма.
Сын Василия Логгиновича Лепешкина Николай стал старостой храма в 1840 году. На его средства в 1841–1844 годах храм был обновлен внутри и снаружи. Главная церковь была переделана: крыша стала круглая, внутри построен новый иконостас, а снаружи по углам главки. Полное освящение возобновленного храма 29 октября 1844 года совершил святитель Московский митрополит Филарет (Дроздов). Заботами Николая Васильевича в храм были приобретены священные сосуды, напрестольные кресты и Евангелия, ценные массивные серебропозлащенные ризы на иконах, хоругви и лампады, вся церковная утварь, ценные священнические облачения и прочее. Вклад Николая Васильевича Лепешкина в храм преподобного Марона превысил 100 тысяч рублей.
В Центральном Государственном историческом архиве сохранилось «Дело об одобрении проекта перестройки церкви Марона Чудотворца, что в Старых Панех» 1843 года с изображением фасада и плана храма до и после перестройки, рисунком ограды с воротами, рисунком надпрестольной сени, проектом иконостаса. Архитектор П. В. Михайлов.
В 1881 году Николаем Васильевичем был учрежден Комитет для вспомоществования священноцерковнослужителям и другим лицам, служившим при Мароновской церкви — единственное в епархии учреждение подобного рода. В этом же году были им позолочены и главы над церковью.
С 1882 по 1895 год старостой был Василий Николаевич Лепешкин. В период его служения возобновлен иконостас главного храма. В 1886 году главки по углам церкви были убраны, крыша сделана четырехскатной, церковь сделана вся теплою, в северо-западном углу поставлена пристройка для отопления. При храме была открыта церковно-приходская школа.
Подбор колоколов на колокольне церкви преподобного Марона считался лучшим в Москве. Их было восемь, самый большой весил 234 пуда. Звонарь-виртуоз ХХ века К. К. Сараджев так пишет об этом в своей автобиографии: «Мароновские колокола меня поразили! Их подбор представляет собой законченную гармонию! Я ходил хлопотать о получении колоколов для полного ублаготворения Мароновской колокольни».
При храме был огромный погост, занимавший часть Мароновского переулка, куда еще в 1940-х годах выходили церковные ворота. Погост застроен частью в XIX веке, частью в конце 1930-х годах школой.
Главной святыней Мароновской в Старых Панех церкви является чудотворный образ преподобного и Богоносного отца нашего Марона Чудотворца, который жил в конце IV — начале V века в окрестностях города Кира в Сирии. Именно ему, как свидетельствуют его современники, обязано высокое состояние подвижничества в тех местах. На вершине горы, расположенной неподалеку от города, он нашел заброшенный языческий храм и, освятив его, стал там подвизаться. О подвигах пустынника Марона свидетельствуют слова блаженного Феодорита: почти все время подвижник прожил под открытым небом, хотя и имел на горе небольшую хижину, которую он уступал для ночлега больным, во множестве стекавшимся к нему. За высокие свои подвиги преподобный Марон сподобился от Господа особливых благодатных даров: исцеления болезней телесных и врачевания души. В 405 году преподобный Марон принял священный сан. Он скончался в 433 году. Жители ближайшего селения похоронили преподобного Марона в храме, который построили в его честь, а в день его кончины — 14 февраля — стали чтить его память. Учениками преподобного Марона были прославленные от Господа отшельники: Иаков Отшельник (память 26 ноября), Лиминий (память 22 февраля) и Домнина (память 1 марта).
Чудотворный образ преподобного Марона очень почитался на Руси. Особенно в летнее время сельские жители толпами приходили в праздничные дни к Мароновскому храму. Проведя ночь около церкви, богомольцы утром выстаивали церковные службы, выслушивали молебен и, поклонившись чудотворному образу целителя Марона, возвращались в свои дома. Прихожане, обращавшиеся за помощью к преподобному Марону, исцелялись или получали облегчение от лихорадки, горячек и от обдержания бесовского. Это же подтверждается и в повествовании блаженного Феодорита: «На глазах всех горячки были погашаемы силою его (преподобного Марона) благословения и изступление прекращалось, и демоны обращались в бегство и различные болезни исцеляемы были одним врачевством — молитвою и благословением подвижника».
Особенно почитались верующими большой храмовый образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряной вызолоченной ризе в парчовой одежде, унизанной мелкими аметистами и бисером начала XVIII века, иконы преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и великомученика Пантелеимона.
В Мароновском приделе находились в серебряном кресте частицы мощей преподобного Марона. В главном и придельных двухъярусных иконостасах находилось немало древних икон. Резные царские врата специалисты датировали XVIII веком.
В 1918 году в день памяти преподобного Марона в храме служил святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Во время службы он освятил список чудотворной иконы Божией Матери «Державная».