Теги: Санкт-Петербург
Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (надвратная)

Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (надвратная)
Другие фотографии на ФотоКто: ← Где речка выгнулась в дугу, паслась коровы на лугу..... | колос →
Просмотры: 533
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
DSC-WX300
Диафрагма:
f/3,5
Выдержка:
1/250s
ISO:
80
Ф.расстояние:
4,35mm
Программа:
PhotoScape
Дата съёмки:
02.02.2019 - 13:50:12











Монастырки наб., 1А
Александра Невского пл., 1х
Архитекторы: Старов И. Е.
Год постройки: 1783-1785
Стиль: Классицизм
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра .
Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (надвратная)
пл. Александра Невского, 1х - наб. Монастырки, 1А
1783-1785 - арх. Старов Иван Егорович
С 1783 г. арх. И. Е. Старов разрабатывает план-реконструкцию северной левобережной стороны монастырской территории. Полуциркульные дуги невысоких каменных стен охватывают вновь организованную площадь, замыкающую Невский проспект. В западное крыло Старов встроил одноэтажное здание богадельни. В центре кольца над проездом архитектор воздвиг каменную Надвратную церковь, освященную во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости", решенную в формах раннего классицизма.
Главный фасад украшен пилястрами римско-дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада уравновешен таким же выступом на западном, в котором размещены лестницы, ведущие в церковный зал. Здание увенчивает невысокий купол.Обращенная к Неве двухъярусня колокольня со шпилем "на мазанковых воротах" упомянута в монастыре в 1725 г. На ней находились часы со звоном. Позже, в 1753-1754 гг., "над воротами к Невской перспективе", была возведена новая колокольня - из дерева, на которую перенесли колокола и часы с разобранной старой.
В 1783 г. по проекту И. Е. Старова на площади началась постройка каменных святых ворот, оформленных дорическими пилястрами и увенчанных низким куполом. В них, на втором этаже, 15 июля 1786 г. была освящена приходская церковь, иконы для которой были, по преданию, взяты из домового храма кн. Г. А. Потемкина.
В 1806 г. стены церкви были расписаны, в 1860 г. она отремонтирована под смотрением М. А. Щурупова.
По указу Синода в этой церкви 12 января 1904 г. был открыт латышский приход.
Церковь закрыта в октябре 1931 г. Долгое время в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры. 15 апреля 1994 г. здание было возвращено епархии, в 2001 г. внизу, в книжной лавке, устроена часовня.
Постройка Надвратной церкви велась одновременно с возведением Троицкого собора Лавры. Тип надвратной церкви был разработан еще в древнерусской архитектуре, однако, Старов интерпретировал его в соотвествии с нормами классицизма. Согласно им, зодчий в основе композиции использовал принцип симметрии. Алтарный полукруглый выступ на восточном торцевом фасаде (абсида) повторяется и на западном фасаде (там расположена лестница, ведущая в церковный зал прямо над проездом). В объемной композиции Старов применил купол на невысоком барабане, несомненно обогативший силуэт церкви. В сущности же зодчий вновь (как, например, в Таврическом дворце) обращается к теме Пантеона: мы видим сочетания четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола, но вместо параллепипеда портика (как в античном оригинале) Старов использует плоский фасад, украшенный 4 пилястрами РИМСКО-дорического ордера и расчлененный 4 окнами прямоугольной формы. Впрочем, фасад увенчан треугольным фронтоном, как и у античного прототипа. В Надвратной церкви Старов сумел избежать как слепого подражания оригиналу, так и самокопирования.