Обелиск Коннетабль
Обелиск Коннетабль
Другие фотографии на ФотоКто: ← Древние боги... | На страже врат. →
Просмотры: 709
EXIF:
Изготовитель:
NIKON
Камера:
COOLPIX L23
Диафрагма:
f/2,7
Выдержка:
1/40s
ISO:
80
Ф.расстояние:
4mm
Программа:
COOLPIX L23 V1.0
Дата съёмки:
18.10.2017 - 17:32:55
И.Д. Телегин с картины С.Ф. Щедрина. Вид Коннетабля от Каменного моста в Гатчине Ансамбль площади Коннетабля появился в Гатчине в 90-е годы XVIII века на Большой дороге, как тогда называли проспект Павла I, который и сегодня является главной магистралью нашего города. В ансамбль были включены не только территория площади, отделенная сухим рвом с насыпью, каменным парапетом и стройным обелиском в центре, но и мосты через ров ко дворцу и по дороге к Круглой риге, а также каменный балкон на Длинном острове и два моста над протоками между Белым и Черным озерами. Под мостами были устроены плотины с каскадами, а ближе к Адмиралтейским воротам - с кордегардиями, т.е. сторожевым будками.
Если мысленно убрать более поздние здания вокруг площади, то нетрудно представить, как в живописном месте между озерами дорога поднималась вверх. Слева, на противоположном берегу Черного озера, среди зелени холмов виднелся миниатюрный замок Приората с башенкой и шпилем. Справа, на высоком берегу Серебряного озера, возвышалась громада Гатчинского дворца с башнями по углам. А впереди устремлялась в небо стрела обелиска. За площадью как бы охраняла дорогу круглая башня с резными зубцами, сложенная из «дикого» камня. Все это можно увидеть сегодня на живописных полотнах Семена Щедрина и акварелях Григория Сергеева.
Ансамбль площади «Коннетабль», как в средневековом городе, защищал подступ ко дворцу. Не случайно в амбразурах парапета на площади и у дворца по приказу Павла были установлены артиллерийские орудия. Само название площади «Коннетабль» тоже звучит как удары в военный барабан. Название и идею создания вблизи дворца такой площади хозяин Гатчины привез из Франции, из путешествия по Европе в 1782-83 гг. Несмотря на то, что графов Северных (под таким именем совершала турне великокняжеская чета) торжественно принимали во всех королевских дворах, самыми незабываемыми для них стали три дня, проведенные в гостях у принца Конде в Шантильи, резиденции под Парижем. Помимо радушного приема Павел Петрович был восхищен уже в то время известным не менее Версаля дворцово-парковым ансамблем Шантильи. Парки Шантильи тоже были созданы знаменитым Ленотром.
При Людовике XIV, в период расцвета французского абсолютизма, идеи неограниченной королевской власти были вынесены за пределы дворцов и воплотились в принципах и правилах построения «французских» садов. Как известно, Павел I признавал законным только абсолютизм и ему импонировали принципы «регулярности» французских садов с их геометрически правильной планировкой, организованностью пространства и буквальной подчиненностью природы воле хозяина.
Ранее Шантильи принадлежало роду знаменитых военачальников Франции - коннетаблям Монморанси. Один из них перестроил старый феодальный замок, вокруг разбил парки, а перед замком на площади сам себе поставил конную статую. Отсюда появилось название площади «Коннетабль». По замыслу Ленотра, эта площадь-аванкур была превращена в грандиозный ансамбль, в который были включены разнообразные архитектурно-скульптурные элементы. Главное - через площадь и памятник Коннетаблю была проведена основная ось парков. С нее открывались величественные виды на партеры, пруды с фонтанами и каскадами, а также на широкую гладь Большого канала, с которого была взята форма нашего Карпина пруда. Долгие годы, живя затворником, Павел мечтал создать в любимой Гатчине подобную резиденцию, «достойную его величия».
Только через 10 лет после путешествия Павел Петрович смог приступить к перестройке гатчинского дворца, парков и города. Часть идей для реконструкции была взята из так называемого альбома «графов Северных». Этот альбом с планами и проектами парков и сооружений Шантильи Павел заказал у принца Конде и позже получил в подарок. Владелец Гатчины, ограниченный в средствах матушкой Екатериной, мог только постепенно воплощать свои замыслы. Гатчинская площадь с французским названием получилась небольшой архитектурной репликой на свой прототип, но от этого она не была хуже. Она великолепно вписалась в окружающую природу, ландшафт Гатчины.
Коннетабль В 1793 году был сооружен 32-метровый обелиск или «пирамида», как его называли в документах. Работами руководил талантливый мастер, подрядчик Кирьян Пластинин, известный многими сооружениями в Гатчине. Автор проекта обелиска до сих пор не установлен. Возможно, это был все тот же вездесущий В.Бренна, любимый архитектор Павла I, который, обладая знанием античной архитектуры, легко справлялся с любым заданием. В эти же годы были построены каменные мосты, балкон, кордегардии. В 1796 году площадь Коннетабля решили увеличить и перестроить мосты. Строительство трехарочного Львиного моста по проекту Андрияна Захарова продолжалось до 1801 года и не было выполнено в том полном варианте, как его разработал архитектор.
Однако для Павла все это были не те масштабы, о которых он мечтал! Известно, что существовал грандиозный проект перестройки гатчинского дворца - за счет строительства нового здания на территории Голландских садов и даже в Приоратском парке, где площадь Коннетабля стала бы аванкуром перед дворцом, как и в Шантильи. Один из этих проектов находится в Кушелевских альбомах, названных по имени их редактора адмирала Г.Кушелева. Сегодня изображения павловской Гатчины из Кушелевских альбомов часто публикуются в разных путеводителях.
Площадь Коннетабля перед Михайловским замком. Макет Однако замыслы столь значительной реконструкции были свернуты из-за смерти Екатерины II. Теперь уже император Павел I начал строительство своего «идеального дворца», о котором мечтал всю жизнь в Санкт-Петербурге. Михайловский замок - это воплощение мечты царя-рыцаря, самого романтического императора России.
Наконец, перед дворцом Св.Михаила был осуществлен новый вариант площади «Коннетабль». Въезд ко дворцу и на площадь начинался на значительном расстоянии - от монументальных ворот, путь продолжался по тройной липовой аллее, по обеим сторонам которой располагались здания манежа, конюшен, кордегардий, опять бастионы, мосты, пушки. В центре площади возвышалась величественная конная статуя Петра I работы Б.К. Растрелли с многозначительной надписью: «Прадеду - правнук».
Тем временем гатчинская площадь «Коннетабль» продолжала жить своей судьбой. Так, в 1881 году во время майской грозы от удара молнии обелиск был разрушен, затем снова восстановлен. Во время фашистской оккупации города на его вершине была водружена свастика, а при отступлении немцев был поврежден обелиск, парапет, разрушены мосты. В последние годы ансамбль площади вновь преобразился: отреставрирован обелиск, парапеты, балкон, дорога, восстановлены по историческим чертежам мосты, над обелиском и кордегардиями вновь засияли золоченые шары.
В советское время, когда герб Гатчины, утвержденный Павлом I был забыт, изображение обелиска с вращающимися по орбитам атомами на его вершине, даже заменяло герб и было символом связи прошлого и настоящего Гатчины.
Научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»
В.В. Федорова