Теги: архитектор п.ф.федоровский, архитектура, город, деревянное зодчество, дом с жар-птицами, жилой дом, западная сибирь, памятник архитектуры, родина, россия, русский стиль, сибирь, томск, томская область
Томск. Усадьба купца Л.Д. Желябо. Флигель. Дом с жар-птицами
Томск. Усадьба купца Л.Д. Желябо. Флигель. Дом с жар-птицами
Другие фотографии на ФотоКто: ← Домбай | New Centurios →
Просмотры: 1483
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/5
Выдержка:
1/320s
ISO:
200
Ф.расстояние:
35mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2017 (Windows)
Дата съёмки:
06.01.2018 - 08:42:56
Адрес: Томск, улица Красноармейска, (Солдатская)67/1
Строительство: 1903 год
Архитектор: Пётр Фёдорович Федоровский
Стиль: Деревянное зодчество, русский стиль
Важнейшей достопримечательностью улицы Красноармейской является множество зданий-памятников деревянного зодчества. Это связано с тем, что в рамках городской застройки деревянные постройки, как правило, разрешались в основном на второстепенных улицах, к числу которых относилась и улица Солдатская.
К категории таких строений относится и усадьба Л.Д. Желябо, состоящая из четырех объектов. Среди томских жилых домов конца XIX - начала XX в. эти здания выделяются особым художественным мастерством в исполнении резного декора.
Начало формирования усадьбы, а также деревянного строительства по улице Солдатской относится к 1895 (1896) г., когда отставной фельдфебель (позднее купец 2 гильдии) Леонтий Желябо купил землю, на которой решил построить жилой дом. Проект был утверждён, и разрешение на строительство было выдано городским архитектором П.Ф. Федоровским.
В 1903 г. этим же архитектором был построен дом-флигель, расположенный во дворе основного дома № 67 и являющийся наиболее интересным, подлинно художественным памятником. Ибо по сочности резьбы по дереву, оригинальности декоративных форм, он занимает едва ли не первое место среди памятников деревянной архитектуры Томска конца XIX - начала XX в.
Начиная с общего объёма здания, стройного, центрического, и кончая изумительными, тончайшей проработки, деталями дома - всё это очаровывает удивительным богатством форм и в то же время простотой замысла.
Почти квадратное в плане, небольшое по размерам, здание устремляется ввысь прекрасно прорисованным силуэтом башенок и их завершений. Простой контур здания обогащают пристроенные с двух сторон эркеры, завершающиеся острыми треугольниками небольших фронтонов. Стены эркеров решены как большие строенные окна, украшенные рельефными обрамлениями, что делает их лёгкими и прозрачными.
Спокойная гладь стены основного объёма со своей ритмической обшивкой и редко поставленными окнами, обрамлёнными изысканными резными наличниками, прекрасно контрастирует с описанными лёгкими эркерами.
Всё здание - как бы постамент для центральной башни, увенчанной плавно изогнутым высоким шатром красивого рисунка. Очень интересны прорезные решётки во фронтонах со сложным узором растительного орнамента.
Особенно хороши завершения фронтонов акротериями: стилизованные жар-птицы и резные волюты угловых башенок. Изогнутые линии их шатров придают рисунку кровли особую свежесть и остроту.
Национальные русские формы деревянной архитектуры и резьбы сочетаются здесь с элементами барокко, своеобразно трактованным в дереве - по своей форме волютообразные завершения наличников напоминают элементы барочного декора.
Совершенное богатство отдельных элементов наряду с лаконизмом целого - свидетельство большой художественной зрелости и таланта, проявленных и в замысле, и в исполнении.
http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/94/