Теги: Амстердам, Бегейнхоф, Бегинаж, бегинки, Нидерланды
Амстердамский Бегинаж
Амстердамский Бегинаж
Другие фотографии на ФотоКто: ← Туман. | Амстердамский Бегинаж. →
Комментарии:
Елена Павлова (Смолова)
Понятие «Бегинаж» (Béguinage), то есть «Монастырь бегинок», происходит из давних времён, и потому его этимология весьма неопределённая: по одной версии, «ноги растут» от святой Бегги Анденской (лат. Becgana) из бельгийской общины Herstal (он же Heristal), что в провинции Льеж (Liège по-французски или Люттих (Lüttich) по-немецки) — это аж конец 7-го века; по другой версии, появившиеся в 12-м веке Монастыри обязаны названием своему первому организатору — священнику из Льежа Ламберу де Беге (Lambert de Beghe); есть, наконец, и предположение о том, что наименование пошло от цвета (bigo, по-голландски — “бежевый”) платья — этот оттенок выделял обитательниц Монастырей от местных жительниц. Так или иначе, легенда повествует от том, что около 1170 года вокруг Ламберта де Беге собирается общество благочестивых девушек и вдов; говорят, сюда также временно приходили женщины в ожидании возвращения мужей из дальнего плавания. «Бегинки», как стали называть этих женщин, вели жизнь, схожую с монашеской, однако единственным обетом, дававшимся ими, была клятва сохранять целомудрие и послушание сестре-настоятельнице во время их жизни в Бегинаже. Они не были обязаны жертвовать свое имущество церкви, и каждой разрешалось иметь мать или сестру, жившую с ней. Их занятия были различны: обучение детей, помощь бедным и больным, шитье и плетение кружева. Крестовые походы и беспрерывные вооружённые распри между феодалами обеспечивали большое количество реальных и «соломенных» вдов, стремящихся к упорядоченной религиозной жизни; в то же время зачастую ярко выраженная вражда духовенства к женщинам оставляет действующие монастыри запертыми для них. И тогда за их пределами создаётся особая жизненная форма, обусловленная хозяйственными и религиозно-мистическими мотивами. Неясное социальное положение Бегинажей между церковью и миром не могло не навлечь на них неприятностей с обеих сторон: клерикалы зачисляли бегинок в один ряд с еретиками, сбежавшими монахинями и даже с проститутками, а ремесленные гильдии были недовольны конкуренцией со стороны бегинок в части изготовления и продажи изделий, прежде всего — из текстиля. В итоге в начале 13-го века движение бегинок было объявлено вне церковного закона, и в течение минимум столетия они подвергались гонениям. Тем не менее, они устояли: например, последняя из проживавших в Амстердамском Бегинаже бегинка Сестра Антония (настоящее имя Agatha Kaptein) умерла 23 мая 1971 года в возрасте 84 лет. А самая известная бегинка в истории Бегейнхофа - сестра Корнелия Аренс (Cornelia Arens), умершая 14 октября 1654 года. Эта монахиня хотела, чтобы ее похоронили не в Часовне, по ее мнению «оскверненной» пресвитерианами, а в сточной канаве двора. По преданию, вопреки ее желанию ее все же похоронили в Часовне, а на следующий день ее гроб нашли в расположенной рядом сточной канаве. Это случилось еще два раза, пока ее останки, наконец, не захоронили в канаве. По другой версии - ее душа не нашла успокоения и бродила по двору ночью, пока ее тело не похоронили в канаве.
12.12.2017 - 16:27:29
Виктор Осипчук
Классно!
12.12.2017 - 18:12:31
Елена Павлова (Смолова)
Виктор, я очень признательна!
12.12.2017 - 18:16:05