После неожиданного громкого успеха третьего англоязычного романа Набокова - знаменитой «Лолиты» - Набоков оставляет преподавание и решает перебраться из США, где прожил с 1940 по 1959 год, в Старый Свет, чтобы всецело посвятить себя литературе. В 1959 году вместе с женой он покидает США и отправляется путешествовать по Европе, подыскивая место, где мог бы обосноваться: поближе к сыну, солисту миланского «Ла Скала», и живущей в Женеве сестре. В Швейцарию Владимир и Вера Набоковы попадают летом 1961-го и останавливаются в Монтрё в отеле «Бельмон» (Hôtel Belmont). Уже в начале октября они вернутся сюда во второй раз — чтобы провести зиму, но останутся навсегда. На этот раз их пристанищем станет фешенебельный «Монтрё-Палас» (Montreux Palace), популярный среди русской аристократии и богемы. Здесь супруги проживут следующие семнадцать лет - до самой смерти писателя. Их постоянной резиденцией будет номер «64» - шестикомнатный люкс на последнем этаже строго корпуса с окнами на озеро и Нейские скалы, впоследствии ставших любимым местом прогулок писателя.
В Швейцарии Набоков ведет размеренную и уединенную жизнь: неохотно и крайне избирательно дает интервью и принимает посетителей, охотится на бабочек и много пишет. Следуя строгому распорядку, каждый день с раннего утра он приступает к работе. Перед конторкой в своем кабинете или в саду отеля он проводит по много часов, исписывая текстом маленькие карточки, которые затем аккуратно сортируются по обувным коробкам и перепечатываются постоянно находящейся при нем машинисткой. В декабре 1961 году он завершает книгу «Бледное пламя»; в последующие годы из-под его пера выходят «Ада, или Радости страсти» (1969), «Просвечивающие предметы» (1972) и «Посмотри на Арлекинов!» (1974), а также появляются наброски последнего, так и оставшегося неоконченным, романа «Лаура и ее оригинал». «Швейцарский период» был крайне плодотворным и для переводческой деятельности Набокова: в Монтрё он переводит на английский «Евгения Онегина» и собственные русскоязычные романы, «Лолиту» - на русский. Летом, спасаясь от наплыва туристов, писатель с супругой предпочитают покидать Монтрё и совершать поездки в горы, во время которых Набоков, страстный энтомолог, пополняет свою коллекцию бабочек; в своих интервью он не раз говорит, что именно ради альпийских бабочек в свое время выбрал в Швейцарскую Ривьеру своим домом.
За годы, проведенные в Монтрё, Набоков почти ни с кем не общается, ограничиваясь, по его собственному замечанию, обществом уток Женевского озера, героев романов и наезжающей в гости сестры. Все его дела ведет жена. В 1975 году, после травмы, полученной на очередной горной прогулке, он начинает тяжело болеть и почти все время проводит в больницах в Моншуази и Лозанне, лишь на короткое время возвращаясь в Монтрё. В начале июня 1977 года его состояние резко ухудшается, и месяц спустя, 2 июля, писатель умирает в госпитале в Лозанне. Набокова похоронили на кладбище недалеко от замка Шатлар в Кларане. На скромной надгробной плите высечено по-французски: «Владимир Набоков. Писатель. 1899 — 1977». После кончины мужа Вера Набокова еще несколько лет живет в их номере, работая с его рукописями, а затем переезжает к сыну, с которым проживет до самой смерти в 1991 году.
Сейчас апартаменты, которые снимал Набоков, носят его имя, рядом установлена мемориальная доска. От их прежней обстановки почти ничего не сохранилось, за исключением нескольких предметов мебели и личных вещей, однако администрация отеля планирует ее восстановление, в чем ей согласился содействовать сын Набокова Дмитрий, живущий большую часть года в Монтрё. В настоящее время комнаты продолжают сдаваться, поэтому попасть внутрь можно не всегда и только с разрешения администрации. В 1999 году, в честь 100-летия со дня рождения писателя у здания «Монтрё-Палас» Набокову был установлен небольшой бронзовый памятник — откинувшаяся на стуле, как бы покачивающаяся фигура в походном костюме — работа московских скульпторов Александра и Филиппа Рукавишниковых. Первоначально скульптура была установлена в фойе отеля Монтрё-Палас, но затем перенесена в парк перед отелем.
В Швейцарии Набоков ведет размеренную и уединенную жизнь: неохотно и крайне избирательно дает интервью и принимает посетителей, охотится на бабочек и много пишет. Следуя строгому распорядку, каждый день с раннего утра он приступает к работе. Перед конторкой в своем кабинете или в саду отеля он проводит по много часов, исписывая текстом маленькие карточки, которые затем аккуратно сортируются по обувным коробкам и перепечатываются постоянно находящейся при нем машинисткой. В декабре 1961 году он завершает книгу «Бледное пламя»; в последующие годы из-под его пера выходят «Ада, или Радости страсти» (1969), «Просвечивающие предметы» (1972) и «Посмотри на Арлекинов!» (1974), а также появляются наброски последнего, так и оставшегося неоконченным, романа «Лаура и ее оригинал». «Швейцарский период» был крайне плодотворным и для переводческой деятельности Набокова: в Монтрё он переводит на английский «Евгения Онегина» и собственные русскоязычные романы, «Лолиту» - на русский. Летом, спасаясь от наплыва туристов, писатель с супругой предпочитают покидать Монтрё и совершать поездки в горы, во время которых Набоков, страстный энтомолог, пополняет свою коллекцию бабочек; в своих интервью он не раз говорит, что именно ради альпийских бабочек в свое время выбрал в Швейцарскую Ривьеру своим домом.
За годы, проведенные в Монтрё, Набоков почти ни с кем не общается, ограничиваясь, по его собственному замечанию, обществом уток Женевского озера, героев романов и наезжающей в гости сестры. Все его дела ведет жена. В 1975 году, после травмы, полученной на очередной горной прогулке, он начинает тяжело болеть и почти все время проводит в больницах в Моншуази и Лозанне, лишь на короткое время возвращаясь в Монтрё. В начале июня 1977 года его состояние резко ухудшается, и месяц спустя, 2 июля, писатель умирает в госпитале в Лозанне. Набокова похоронили на кладбище недалеко от замка Шатлар в Кларане. На скромной надгробной плите высечено по-французски: «Владимир Набоков. Писатель. 1899 — 1977». После кончины мужа Вера Набокова еще несколько лет живет в их номере, работая с его рукописями, а затем переезжает к сыну, с которым проживет до самой смерти в 1991 году.
Сейчас апартаменты, которые снимал Набоков, носят его имя, рядом установлена мемориальная доска. От их прежней обстановки почти ничего не сохранилось, за исключением нескольких предметов мебели и личных вещей, однако администрация отеля планирует ее восстановление, в чем ей согласился содействовать сын Набокова Дмитрий, живущий большую часть года в Монтрё. В настоящее время комнаты продолжают сдаваться, поэтому попасть внутрь можно не всегда и только с разрешения администрации. В 1999 году, в честь 100-летия со дня рождения писателя у здания «Монтрё-Палас» Набокову был установлен небольшой бронзовый памятник — откинувшаяся на стуле, как бы покачивающаяся фигура в походном костюме — работа московских скульпторов Александра и Филиппа Рукавишниковых. Первоначально скульптура была установлена в фойе отеля Монтрё-Палас, но затем перенесена в парк перед отелем.
Плодотворный период мне почти не известен.