На берегу Северного пруда, расположенного у Эрмитажной аллеи - центральной оси старого парка, находится павильон Верхняя ванна или "Мыльня их высочества". Он сооружен по проекту арх. И. В. Неелова в 1777-1779 гг. в строгом классическом стиле.
Павильон строился как баня для царской семьи. Кроме бассейна и комнат для мытья, в центре был большой зал для отдыха, расписанный художником-декоратором А. И. Бельским (1730-1796). Мотивом для живописи Верхней ванной послужили росписи "Золотого дома" имп. Нерона в Риме, зарисованные во время раскопок в 1776 г. арх. В. Бренна и польским худ. Ф. Смуглевичем. Эти рисунки, изданные в Италии в виде раскрашенных гравюр, были приобретены Екатериной II. Большой зал павильона украшен живописью сверху и до самого пола. Центральная картина на потолке и две боковые над дверями передают эпизоды древнего мифа о Фаэтоне. На картине в центре потолка запечатлен момент обращения юноши с просьбой к отцу, а на боковых наддверных панно - запряжка огненных коней. Фигурные изображения в росписи сочетаются с декоративными изображениями гирлянд из цветов и фруктов на стенах и вееров над дверями со сценками "Туалет Венеры".
В первые годы XX в. учреждается Музей Царского Села (располагался в небольшом помещении Верхней ванны).
Во время Великой Отечественной войны павильон был сильно разрушен - сохранилась только коробка здания без крыши, со слабыми следами росписи. В 1952-1953 г.г. полностью восстановлен фасад павильона и его внутренняя отделка. Живопись реставрирована группой художников под руководством А.В. Трескина.
В павильоне открыта библиотека-читальня. Новая мебель изготовлена по образцам конца XVIII в. Здесь проводились читательские конференции, встречи с писателями, устраивались книжные выставки. Экспонаты небольшой выставки, размещенные в зале, знакомят с историей создания и реставрации росписи.
Павильон строился как баня для царской семьи. Кроме бассейна и комнат для мытья, в центре был большой зал для отдыха, расписанный художником-декоратором А. И. Бельским (1730-1796). Мотивом для живописи Верхней ванной послужили росписи "Золотого дома" имп. Нерона в Риме, зарисованные во время раскопок в 1776 г. арх. В. Бренна и польским худ. Ф. Смуглевичем. Эти рисунки, изданные в Италии в виде раскрашенных гравюр, были приобретены Екатериной II. Большой зал павильона украшен живописью сверху и до самого пола. Центральная картина на потолке и две боковые над дверями передают эпизоды древнего мифа о Фаэтоне. На картине в центре потолка запечатлен момент обращения юноши с просьбой к отцу, а на боковых наддверных панно - запряжка огненных коней. Фигурные изображения в росписи сочетаются с декоративными изображениями гирлянд из цветов и фруктов на стенах и вееров над дверями со сценками "Туалет Венеры".
В первые годы XX в. учреждается Музей Царского Села (располагался в небольшом помещении Верхней ванны).
Во время Великой Отечественной войны павильон был сильно разрушен - сохранилась только коробка здания без крыши, со слабыми следами росписи. В 1952-1953 г.г. полностью восстановлен фасад павильона и его внутренняя отделка. Живопись реставрирована группой художников под руководством А.В. Трескина.
В павильоне открыта библиотека-читальня. Новая мебель изготовлена по образцам конца XVIII в. Здесь проводились читательские конференции, встречи с писателями, устраивались книжные выставки. Экспонаты небольшой выставки, размещенные в зале, знакомят с историей создания и реставрации росписи.