Теги: архитектор е.а.васильев, архитектура, белгород, белгородская епархия, город, кафедральный собор, классицизм, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, спасо-преображенский собор
Белгород. Спасо-Преображенский кафедральный собор
Белгород. Спасо-Преображенский кафедральный собор
Другие фотографии на ФотоКто: ← Ну и песню, конечно...)) | И как ехать??? →
Просмотры: 2572
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/640s
ISO:
125
Ф.расстояние:
35mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
Дата съёмки:
30.08.2014 - 16:39:07
Адрес: Улица Попова, 11 а
Архитектор: Евгений Алексеевич Васильев
Год постройки: 1813
Стиль: Классицизм
Первое упоминание о Преображенской церкви г. Белгорода находим в самом раннем источнике по истории Белгорода - Писцовых книгах В.А. Керекрейского, датированных 1626 годом: "в Стрелецкой слободе церковь Преображения Господня да придел Дмитрея Солунскаго". Точное место расположения этой церкви определить трудно. С полной уверенностью можно только сказать, что находилась она в Остроге, на "ногайской стороне", то есть на территории современного Старого города.
Сохранилось краткое описание древней Преображенской церкви: "...древян клецки; а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение..." Преображенскому причту принадлежали земли и угодия, - "пашни паханые добрые церковные земли за рекою за Северским Донцом на Крымской стороне, по конец стрелецкие пашни, к лихому ярку дикого поля пятнадцать чети в поле, а в дву потомуж; сена девяносто копен".
Существовала Преображенская церковь и после переноса Белгорода на правый берег Северского Донца. В более поздних источниках - церковных книгах Белгородского Николаевского мужского монастыря упоминается как сама Преображенская церковь, так и некоторые её священнослужители.
В начале XIX века начался обсуждаться вопрос о строительстве в Белгороде нового каменного храма. Интересные документы, связанные с его строительством обнаружил в начале XX века курский историк А.А. Танков. Это было "Дело о постройке в Белгороде вместо двух церквей - Преображенской и Пророко-Ильинской одной каменной трехпрестолъной: Преображения Господня, Св. Пророка Ильи и Св. Благоверного князя Александра Невского".
Подготовить проект и возглавить строительство храма в Белгороде было поручено молодому харьковскому архитектору Е.А.Васильеву.
Евгений Алексеевич родился в 1779 году в Петербурге. Обучался в Петербургском училище под руководством Д.Кварнеги и в студии Порто. С 1803 года он уже адъюнкт университета в Харькове, с 1817-го - экстраординарный профессор, архитектор университета. Евгений Алексеевич стал автором проектов и руководителем строительства многих зданий города Харькова. В числе сохранившихся до наших дней - несколько бывших университетских корпусов на Университетской улице, колокольня Успенского собора, Николаевская церковь на Цементной улице.
Деньги и строительные материалы для нового храма собирали, как принято было издавна на Руси, всем миром. Священник старой Преображенской церкви Шумов доносил, что прихожане обещают доставить "потребное количество материалов из собственного их кошту". Крупную сумму в 2 тысячи рублей жертвовала на строительство церкви вдова белгородского купца Стефанида Тамбовцева со своим семейством. Двое неизвестных прихожан Ильинской церкви передали на строительство 1000 и 200 рублей, "прочие же прихожане и сограждане доброхотным подаянием обещаются тогда, когда онаго храма основание утвердится". Жители слободы Красной "обещались на первый случай доставить извести 300 четвертей или из их общественной суммы 100 р." Для начала строительных работ этих средств было достаточно.
В письме Е.А.Василъеву преосвященный Феоктист предлагал часть денег, предназначенных для строительства колонн, "употребить на построение колокольни великолепной, с часами и курантами для красы и славы всего города, поелику сия церковь будет между присутственными местами и красными рядами..."
В 1813 году двухэтажная церковь, построенная, как принято считать, в честь победы русских войск над Наполеоном, была открыта и освящена. В первые два десятилетия своего существования она называлась Преображенско-Ильинско-Александра Невского церковью, так как в ней было три придела, два: Преображения Господня и пророка Ильи, перешедшие от старых церквей, и один новый - в честь св. благоверного князя Александра Невского. Впоследствии последний был упразднен, а вместо него созданы три новых придела: в честь жен Мироносиц, Богоявления Господня и иконы Божией Матери "Знамение". Прихожанами новой церкви стали жители Белгорода: купцы, мещане, крестьяне, а также малороссияне пригородной слободы Красной.
В начале XX века в Преображенском приходе насчитывалось 186 прихожан, имелась двухклассная церковно-приходская школа. Церковный притч состоял из священника П.М. Нездоймищева, диакона П.И. Аристидова и псаломщика П.М. Василъева.
В августе 1925 года был закрыт старинный Троицкий собор и Преображенская церковь получила статус кафедрального собора. Чтобы спасти от уничтожения одну из главных святынь земли Белгородской - икону Николая Ратного, верующие тайно взяли ее из Троицкого собора и перенесли в Преображенский. Директор вновь открытого в Белгороде музея краеведения П.И.Барышников докладывал в 1925 году своему руководству: "В Преображенской церкви находится древняя икона Николая Ратного, имеющая до 400 лет, взятая самовольно из мужского монастыря для крестных ходов в Устинку и подлежащая согласно ст. 5 декрета 7/1, 1924 г. отобранию в музей, как значащаяся в описях".
В конце 1920-х годов в Белгороде началась компания по подготовке общественности к закрытию других храмов. Из трудовых коллективов, по инициативе местного отделения Союза безбожников, пошли письма в газеты с требованием закрыть оставшиеся в городе действующие церкви, в том числе и Преображенскую. 20 октября 1929 года газета "Белгородская правда" поместила на своих страницах гневное письмо воинствующих атеистов: '"Почему не закрыты Преображенская и Смоленская церкви, самые удобные для ссыпки хлеба? Дожди начались. Хлеб не может дальше оставаться под открытым небом. Нужны помещения. Надо немедленно не "поднять вопрос" - он уже поднят давно, а попросту закрыть Преображенскую и Смоленскую церкви. Расположенные в самом центре базара, поблизости от ссыпных пунктов, они наиболее удобные для ссыпки хлеба".
И всё же местные власти не решились закрыть главный храм города. Преображенский кафедральный собор действовал в годы советской власти без малого полвека. В нем проповедовалось слово Божие и в тяжелые годы гонения на церковь, и в Великую Отечественную войну, и в послевоенное лихолетье. Закрыли собор в 1962 году. После затянувшегося на целое десятилетие ремонта и перепланировки, существенно изменивших его интерьер. "По просьбам трудящихся" Преображенский кафедральный собор передали под областной краеведческий музей.
Музей был открыт 22 октября 1973 года. В его шестнадцати залах, занимавших площадь 1116 квадратных метров на двух этажах, разместилось около четырех с половиной тысяч экспонатов и исторических документов с древнейших времен до начала 1970-х годов. У входа в православный храм, ставший музеем, были установлены каменной изваяние языческой "бабы" и пушка времен Полтавской битвы. С северной стороны храма, по улице Коммунистической, поставили на "вечную" стоянку танк Т-34 и пушку времен Великой Отечественной войны, а с восточной, по улице Попова, - трактор 1930-х годов и огромную глыбу руды.
Семнадцать лет в Преображенском соборе размещался музей. Но вот во второй половине 1980-х годов начало меняться отношение к Церкви. Повсеместно в стране стали раздаваться сначала робкие, а потом всё более настойчивые требования о передаче храмов верующим. В Белгороде в то время часто можно было видеть в самых оживленных местах города группу молодых людей, собиравших подписи с требованием перенести музей из Преображенского собора и вернуть храм верующим. Многие поддерживали этих молодых людей и охотно ставил свои подписи.
В 1990 г. по воскресеньям к Преображенскому собору начали приходить верующие. У крыльца они читали акафист святителю Иоасафу, усердно молились, чтобы Господь возвратил им святыню. 19 августа того же года, в престольный праздник Преображения Господня, в сослужении архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, у стен Преображенского собора состоялась первая после почти тридцатилетнего перерыва Божественная Литургия.
В сентябре 1990 года собору была передана первая часть Ильинского предела. К сентябрю 1991 г. в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа, епископа Белгородского храм был полностью освобожден.
17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с крестным ходом были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа. Так Святитель Иоасаф как бы вновь освятил своим присутствием Белгород - место его последних подвигов. Десятки тысяч горожан приняли участие в крестном ходе.
В 1992 году в Преображенском соборе было организовано Православное братство во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Члены этого братства, среди которых были люди разных профессий - инженеры, архитекторы, педагоги, библиотекари, рабочие, вели духовно-просветительскую работу среди населения, помогали Русской Православной церкви в восстановлении храмов, часовен, занимались благотворительностью. С их помощью был восстановлен источник Корсунской иконы Божьей матери. В ноябре 1994 года с благословления архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, вышел в свет первый выпуск газеты Православного братства "Фавор". На страницах этой газеты печатались приходские новости, материалы по истории христианства, статьи духовно-просветительского характера.
При Преображенском соборе с 1991 года существует воскресная школа. Ученики воскресной школы изучают Закон Божий, церковный Устав, совершают паломнические поездки, проводят Рождественские елки.
Преображенскому собору требовался срочный ремонт. В 1992-94 гг. были укреплены стены храма, установлены новые купола, установлены новые купола на них, сооружена ограда. Изменилось и внутреннее оформление собора. Группой скульпторов из Одессы (центральная) и бригадой во главе со скульптором А. И. Серпуховым из Белгорода (боковые части) изготовлен новый двухъярусный, трехчастный гипсовый позолоченный иконостас. Иконы для иконостаса написаны белгородскими художниками и мастерами иконописи из Троице-Сергиевой Лавры.
В правом углу храмовой части, возле иконостаса размещается рака с мощами Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Резная сень над ракой выполнена резчиком И. В. Олейником. Им же выполнена резная сень над Плащаницей в левом углу храмовой части. В 1999 году группой художников под руководством Работного А. С. был расписан купол храма. Работы по росписи стен храма продолжались и 2000 - 2004 годах.
Несколько десятилетий икона Пресвятой Богородицы "Знамение" и подобная ей по размеру и материалу икона Святителя Иоасафа Белгородского хранились в запасниках Белгородского областного краеведческого музея. За долгие годы небрежного хранения металлические поверхности этих икон целиком покрылись плотным слоем ржавчины.
С 17 сентября по 17 ноября 1998 г. в музее была развернута выставка "Дорогою любви Христовой", посвященная памяти Святителя Иоасафа. Икона Пресвятой Богородицы "Знамение" и икона Святителя Иоасафа были помещены в застекленную витрину, как пример поругания Святынь. Во время выставки чудесным образом постепенно сквозь темно-коричневый налет стали проступать лики Богородицы и Богомладенца. Последними появились изображения рук Пречистой Девы Марии и надпись внизу иконы.
Сотрудники музея, в числе которых были и люди неверующие, видя это явное чудо, составили соответствующий Акт, заверив его своими подписями.
7 декабря 1998 г. (накануне праздника в честь иконы Божьей Матери Знамение") икона была передана в Преображенский кафедральный собор, правый предел которого освящен в честь этой иконы.
http://preobrazhenie.paskha.ru/Monastyri_i_hramy/russia/belgorod/