Теги: а.и.штакеншнейдер, алексей шаповалов стерх, архитектор а.ринальди, архитектор л.л.бонштедт, архитектура, барокко, город, дворец, дворцово-парковый ансамбль ораниенбаум, китайский дворец, ломоносов, ораниенбаум, памятник архитектуры
Ораниенбаум. Китайский дворец
Ораниенбаум. Китайский дворец
Другие фотографии на ФотоКто: ← ДЕТИ-НАША УЛЫБКА | *** →
Просмотры: 1540
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/500s
ISO:
160
Ф.расстояние:
40mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
Дата съёмки:
25.06.2014 - 16:07:54
Адрес: Верхний парк, 7
Архитекторы: Антонио Ринальди, Людвиг Людвигович Бонштедт, Андрей Иванович Штакеншнейдер
Годы строительства: 1762-1768, 1850-1853
Стиль: Барокко
Китайский дворец построен в 1762 — 1768 годах по проекту и под руководством крупного зодчего того времени Антонио Ринальди (1709 — 1794), с именем которого связан важнейший период в создании ораниенбаумского архитектурного ансамбля. Приехав из Италии по приглашению К. Г. Разумовского (1751), Ринальди провел в России много лет, обретя здесь вторую родину.
Китайский дворец наряду с другими ценнейшими архитектурными памятниками того времени принадлежит к шедеврам русского искусства. Название, закрепившееся за ним в XIX веке, условно. Внешний облик здания не имеет ничего общего с архитектурой Китая. Лишь в украшении некоторых комнат применены свободно трактованные китайские декоративные мотивы. Во дворце была собрана большая коллекция произведений китайского декоративного искусства и японский фарфор. Частично собрание это сохранилось.
Дворец представляет собой сравнительно небольшое вытянутое здание, несколько напоминающее летний парковый павильон. Его окружает невысокая панель из каменных плит и декоративная чугунная решетка. Два маленьких партерных садика, разбитых перед южным фасадом, включены в общую композицию постройки и согласно замыслу зодчего являются неотъемлемой ее частью. Подобную же роль играют огромные развесистые дубы, специально посаженные рядом при закладке здания: они как бы связывают его с обширным тенистым парком. Средняя часть дворца несколько завышена и служит его композиционным центром. Фасады обработаны пилястрами, спокойный ритм которых подчеркивается гладкими плоскостями стен. Окна и застекленные двери украшены лепными обрамлениями.
Первоначально Китайский дворец был одноэтажным. Лишь в средней, завышенной части его со стороны южного фасада наверху находилось одно или два помещения, не имевшие художественной отделки. Надстройка второго этажа над ризалитами (выступами) южного фасада выполнена, по-видимому, А. И. Штакеншнейдером (1802 — 1865) в самом конце 1840-х годов. Им же в 1850 — 1851 годах к восточной части здания была сделана пристройка с одной комнатой (так называемой Большой антикамерой), примыкающей к залу Муз. В 1852 — 1853 годах архитектор Л. Бонштедт (1822 — 1885) сделал подобную же пристройку (Малую антикамеру) к западной части здания — у Большого Китайского кабинета — и реконструировал центральную, замкнутую между ризалитами часть южного фасада, устроив здесь застекленную галерею с балконом над ней.
Внешний облик здания, сочетание его объемов, пропорции и соотношения отдельных частей выявляют расположение внутренних помещений. Различие в назначении последних подчеркнуто особенностями архитектурного решения и отделки соответствующих участков фасада. План дворца отличается симметрией и композиционным равновесием. Для него характерна анфиладная система — расположение связанных между собой интерьеров по одной оси: Центром симметрии является Большой зал, имеющий высоту 8,5 метра. Такие центральные парадные залы, называвшиеся нередко «итальянскими», играют роль важного организующего звена в планировке дворцовых построек. По сторонам зала, вдоль главной оси дворца, расположены гостиные (Голубая и Сиреневая) и кабинеты (Стеклярусный и Малый Китайский), включенные в анфиладу парадных комнат. Анфилада завершается с восточной и западной сторон Залом муз и Большим Китайским кабинетом. К Большому залу примыкает Передняя, через которую в XVIII веке был главный вход. Рядом с ней находится Гардеробная. Через Голубую гостиную и Малый Китайский кабинет парадная анфилада непосредственно соединяется с идущими перпендикулярно к ней малыми анфиладами бывших «личных» комнат Екатерины II и ее сына Павла.
Китайский дворец строился в период, переходный в истории русского зодчества, когда архитектурно-декоративные приемы, получившие яркое развитие в 40 — 50-х годах XVIII века, уже перестали удовлетворять новым художественным требованиям, а сменивший их вскоре другой стиль — классицизм — еще не успел найти в архитектуре свое законченное выражение. Черты этого переходного периода особенно наглядно выступают в облике фасадов дворца, где свойственные предшествующим постройкам подчеркнутая декоративность и парадная пышность уступают место относительной простоте и лаконичности художественной отделки, что было характерно для складывавшегося классицизма.
В строительстве и украшении Китайского дворца принимали участие многие талантливые мастера: мраморщики, лепщики, мозаичисты, паркетчики, резчики по дереву, позолотчики и другие. Два крупных итальянских живописца — Стефано Торелли (1712 — 1784) и Серафино Бароцци (ум. в 1810 г.) — работали по украшению дворца картинами и росписями. Сложные архитектурно-декоративные задачи нашли здесь искусное решение благодаря высокому профессиональному мастерству и большой художественной культуре строителей и декораторов.
Уникальные по художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра собраны из многих отечественных и «заморских» древесных пород, в числе которых есть красное, розовое, черное и лимонное дерево, палисандр, амарант, самшит, персидский орех, дуб и другие (в некоторых помещениях их можно насчитать до пятнадцати). Деревянные пластины наклеивались в форме различных рисунков на щиты. Мелкие узоры затем вырезались или выжигались. Для каждой комнаты набирался свой оригинальный рисунок паркета, тесно увязанный со всей остальной ее художественной отделкой. Паркеты представляют исключительную ценность. По замыслу и выполнению они не имеют себе равных у нас в стране.
Органическую часть архитектурного убранства интерьеров Китайского дворца составляет декоративная живопись. Стенные росписи, панно, плафоны занимают важное место в его отделке. Трудно переоценить значение этих уникальных живописных произведений. Находящееся здесь собрание плафонов отличается высоким мастерством выполнения: подобным собранием не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов.
Для убранства комнат и залов дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Большинство плафонов, написанных на холстах, выполнялось в Венеции по специальному заказу группой известных живописцев Венецианской академии художеств. Во дворце были собраны ценные коллекции русского и западноевропейского фарфора, мебель, а также китайские и японские художественные изделия XVIII — XIX веков.
Интерьеры, созданные Ринальди, по своему художественному облику тесно связаны с архитектурой 1730 — 1750-х годов. Отступление от господствовавших до того времени декоративных приемов проявилось в них с гораздо меньшей определенностью, чем в фасадах. Творчество зодчего, отмеченное чертами переходного периода в развитии русской архитектуры XVIII века, еще не знаменовало решительного разрыва с художественными методами мастеров барокко. Но, несмотря на это, в постройках его запечатлелись характерные черты яркой индивидуальности.
После Великой Октябрьской социалистической революции Китайский дворец был превращен в музей и открыт для массового посещения. Стали возможными научно обоснованная реставрация и правильное сохранение его художественных богатств. В 1925 — 1933 годах проведены большие работы по восстановлению декоративной живописи, в том числе ряда плафонов. Это мероприятие имело очень важное значение для сохранения ценных картин.
В начале Великой Отечественной войны, после эвакуации художественных коллекций музея, здание было законсервировано, и в течение всего периода вражеской блокады за его состоянием велось наблюдение. Ущерб, нанесенный дворцу в результате обстрелов и бомбардировок противника, оказался относительно невелик, и сразу после окончания войны во дворце начались восстановительные работы. В 1946 — 1949 годах были реставрированы и установлены на места ценные плафоны и другие картины итальянских художников. Восстанавливались лепка и позолота. В большинстве комнат производилась высококачественная окраска стен и потолков, укреплялся художественный набор паркета, реставрировались предметы мебельного убранства и фарфор. Все эти мероприятия велись ускоренными темпами. Создавалась новая музейная экспозиция. Часть помещений дворца была приведена в порядок и открыта для обозрения уже в 1946 году. В 1950 — 1951 годах восстановлены фасады здания, розовая расцветка которых теперь соответствует первоначальной.
Сохранение и восстановление историко-художественных памятников осуществляются по научно-техническим методам. Памятники обстоятельно исследуются не только до реставрации, но и в процессе реставрационных работ. При этом изучаются литературные и архивные данные, составляется подробная инженерно-техническая документация, и весь процесс работ фиксируется путем записей и фотосъемок. Так, в соответствии с научно-техническими и художественными требованиями восстанавливался и Китайский дворец-музей. Посещаемость этого архитектурно-художественного памятника увеличивается из года в год. Если в летний сезон 1946 года дворец посетили 15 610 человек, то в 1949 году количество посетителей возросло до 32 700 человек, а в 1951 году — до 49 725 человек. В 1953 году в музее побывало 63617 экскурсантов, а в последующие годы — свыше 70 тысяч ежегодно.
http://muzei-mira.com/muzei_rossii/934-kitayskiy-dvorec-muzey-v-oranienbaume.html