Теги: поездка, история, икона, Ярославль
Икона " Ярославская Оранта "
Икона " Ярославская Оранта " - копия знаменитой иконы начала XIII века – Ярославской Оранты, таинственно появляющаяся и исчезающая на стене
Другие фотографии на ФотоКто: ← Фото в стиле Чикаго | Осеннее...прощальное )) →
Просмотры: 2016
EXIF:
Изготовитель:
Panasonic
Камера:
DMC-SZ3
Диафрагма:
f/4,1
Выдержка:
1/13s
ISO:
400
Ф.расстояние:
9,2mm
Программа:
ACDSee Pro 5
Дата съёмки:
25.10.2014 - 13:46:58
"В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши... опытные руки иконника Г.О.Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью ХVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой.
А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского".
Описанное В. И. Aнтоновой обнаружение иконы относится к 1919 году. После реставрации в 1925—1929 годах произведение вошло в историю древнерусского искусства как уникальный памятник домонгольской живописи. Нет общепринятого мнения о времени и месте написания «Оранты». Одни исследователи относят ее к киевской школе живописи, другие - к ярославской. Однако все отмечают стилистическую близость иконы киевским мозаикам.
Богоматерь представлена в позе Оранты, то есть с молитвенно воздетыми руками. На груди ее — медальон с изображением Христа. В верхних углах иконы — полуфигуры архангелов в священнических облачениях. Такой тип изображения Богоматери называется по-гречески «Панагия», что значит «Всесвятая».
Стройная, классических пропорций фигура Марии очень устойчива, но не лишена движения. Это прекрасно передано ритмом складок—веерообразных на покрывающем голову , почти отвесных в левой части хитона и круто круглящихся в правой.
Монументальное, величественное изображение отражает средневековые представления о Богоматери как покровительнице и защитнице людей. «Полновидный», светлый, румяный лик Марии соответствует русскому идеалу совершенной красоты.
Подлинной Владычицей мира предстает на иконе Богородица, величав и замкнут Ее лик, пронизаны золотым свечением, символизирующим выражение потоков благодати Святого Духа, Ее одежды: багряно-алый мафорий (символ величия и царственного рода) и исчерно-зеленая (синий и зеленый разных оттенков) туника (символ целомудрия, девства и небесной чистоты). На Ее груди золотой диск – свет вечности, в нем изображен Богомладенец Еммануил в традиционных одеждах Спаса Вседержителя – белом хитоне и алом гиматии. В верхних углах иконы – Архенгелы Михаил и Гавриил.
В 1925—1929 гг. была проведена реставрация иконы. Икону в 1928 г. опубликовал А. И. Анисимов, классифицировавший ее тип как «Оранта». В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.