Мясоедовская улица, Еврейская больница (1-я клиническая)
Мясоедовская улица, Еврейская больница (1-я клиническая) - Есть на этой улице больница, Все её «еврейскою» зовут. Я желаю вам, друзья, Не бывать там никогда, Пусть туда враги наши идут. (А. Северный)
Другие фотографии на ФотоКто: ← постирушки... | Горбатый мост →
В 1829 году больница приобрела дом на на углу улиц Мясоедовской (бывшая улица Шолом-Алейхема) и Богдана Хмельницкого (бывшая Госпитальная). Здесь в это время было уже 60 коек, штат состоял из доктора, цирюльника, кухарки, прачки, дворника и нескольких служителей. А во второй половине XIX века - особенно после завершения строительства нового корпуса в 1865 году, являющегося ныне центральным, - больница стала одним из самых солидных лечебных заведений Одессы.
«Одесский Вестник» за 1889 год писал: «В Одессе существует еврейская больница, обстановке и устройству которой позавидовал бы не только любой уездный город, но и пожалуй, многие губернские. Больница содержится на специально еврейские суммы и предназначена для евреев, особенно того класса еврейского населения, который по религиозным причинам не пойдёт в другую больницу, разве в самом крайнем случае. Тем не менее, больница принимает всех страждущих без различия вероисповедания и оказывает всему населению громадную услугу…
Всех больных, пользовавших на койках, было 2243 чел., среднее ежедневное число - 155 больных. Число приходящих больных, получавших при больничном амбулансе медицинский совет и помощь, - 39501, за перевязочные средства с некоторых больных, и то - более имущих, взималась по 10-20 коп.»
Естественно, такая обширная деятельность требовала значительных денежных затрат. Бюджет больницы формировался за счёт банковских процентов на неприкосновенный капитал в 52 тыс. руб., сумм коробочного сбора (налог на кошерные мясные продукты), в значительно меньшей степени - за счёт городского дохода, оплаты за лечение и лекарства. В Еврейскую больницу шли и большие пожертвования. Так, целые больничные корпуса были построены за счёт М. Я. Рабиновича и Л. Креймана.
Жизнь больницы была самым тесным образом связана со всеми перипетиями еврейской жизни Одессы. Когда город потряс погром 1905 года, огромный двор Еврейской больницы превратился в палаточный лагерь множества семей, чьи квартиры были уничтожены погромщиками (напомним, что тогда около 50 тыс. человек лишились крова и были выброшены на улицу). Пострадавшие получили здесь бесплатную медицинскую помощь и питание за счёт средств специально сформированного одесской еврейской общиной Комитета помощи пострадавшим от погрома.
И поныне на углу улиц Богдана Хмельницкого и Мясоедовской стоят больничные корпуса, поражающие продуманностью своей архитектуры и расположения служебных помещений, монументальностью постройки. И сейчас - по прошествии многих лет - это здание по традиции называется всеми «Еврейская больница» и служит блестящим историческим памятником одесских евреев.