Один из наиболее известных испанских фотографов-новаторов Жоан Фонткуберта родился 24 февраля 1955 года в Барселоне, где живет и работает по сей день. С 1972-го по 1977 год изучал коммуникации в сфере гуманитарных наук в Автономном университете Барселоны. Впоследствии работал в рекламе и журналистике, преподавал изящные искусства. С 1974 года посвятил себя визуальным искусствам, совмещая собственные творческие поиски с работой над критическим и теоретическим материалом и широким спектром кураторской, организаторской и преподавательской деятельности. Освоил массу специальностей в мире фотографии.
В 1980 году стал одним из создателей и редакторов журнала Photovision, международного двуязычного издания, посвященного фотографии и визуальным искусствам, и одним из основателей отделения фотографии на факультете изящных искусств Университета Барселоны, а в 1982 году — учредителем биеннале «Photography Springtime». Фонткуберта был куратором и организатором нескольких выставок, посвященных различным аспектам современной фотографии и истории испанской фотографии, в том числе «Idas & Chaos. Trends in Spanish Photography 1920–1945» («Идас и Хаос. Направления в испанской фотографии 1920–1945 гг.»), «Creative Photography in Spain 1968–88» («Фотоискусство Испании 1968–1988 гг.») и «Jornadas Catalanas de Fotografia» («Дни фотографии в Каталонии»).
С 1979-го по 1986 год Фонткуберта преподавал в университете, но оставил профессорское поприще, чтобы полностью посвятить себя реализации творческих проектов, личным занятиям и написанию теоретических трудов. В 1990 году он читал лекции в Школе Института искусств в Чикаго в роли приглашенного фотохудожника. С 1993 года Фонткуберта возобновил преподавание в качестве приходящего профессора в Университете Помпеу Фабра в Барселоне, где стал читать лекции на факультете аудиовизуальных коммуникаций. Кроме того, Фонткуберта проводил семинары в Школе искусств и дизайна в городе Вевее (Швейцария). В 2003 году он был назначен приглашенным преподавателем отделения визуальных и естественных наук Гарвардского университета.
Творческие проекты
И творческие проекты, и теоретические работы Фонткуберты направлены на изучение документальной и повествовательной сущности фотографических изображений и примыкающих к ним способов видения реальности; фотограф концентрируются на проблемах отображения мира, знания, памяти, науки, истинности, двусмысленности и иллюзий. Среди книг, представляющих его работы, можно упомянуть «Herbarium» (1985), «Fauna» (1988) и «Sputnik» (1997). В 1992 году Валенсийский музей современного искусства подготовил наиболее полное собрание работ Фонткуберты — «Historia Artificial» («Выдуманная история»). В свою очередь фотограф написал и отредактировал около дюжины книг по истории, эстетике и методам преподавания фотографии. Он опубликовал ряд статей об искусстве и графических изображениях в Nueva Lente, Aperture, Afterimage, European Photography, Lapiz и т. д.
Творческие проекты
Сначала Фонткуберта использовал свой довольно обширный фотографический материал и создал две серии работ, которые и составляют «Landscapes without Memory». Трудясь над серией «Landscapes of Landscapes» («Пейзажи пейзажей»), Фонткуберта использовал фрагменты произведений Джозефа Тёрнера, Поля Сезанна, Сальвадора Дали, Альфреда Cтиглица, Эдварда Уэстона и других, заставляя программу распознавать их работы как «настоящие» пейзажи. Контуры, краски этих живописных полотен и фотографий были преобразованы в трехмерные горы, реки, долины и облака. Таким образом язык искусства становился языком картографии. В серии работ «Bodyscapes» («Пейзажи тела») Фонткуберта использовал функции той же программы для того, чтобы преобразовать фрагменты фотографий собственного тела. В результате перед нами является причудливый, барочный, фантастический мир. Помимо того, что «Landscapes without Memory» обращаются к вопросам взаимодействия иллюзий, природы, культуры и технологий в современном мире, этот альбом утрированно акцентирует то, как можно обмануть остов и вершину машинного рационализма — компьютер. Этот проект стал возможен благодаря поддержке Генерального консульства Испании в Нью-Йорке.
Комментарии: