В процессе выбора фотоаппарата мы с Вами уже познакомились с инструментами воздействия на экспозицию: с выдержкой, диафрагмой и чувствительностью, и узнали, как каждый из этих инструментов влияет на экспозицию. Предлагаю теперь от теории перейти к практике и более подробно исследовать два режима съёмки, которые позволят сделать первый шаг от автоматических режимов.
Приоритетные режимы - полуавтоматические. Они дают нам некоторый контроль над настройками, но обеспечивают при этом правильную экспозицию (с точки зрения камеры, конечно). Другими словами, экспозамер камеры продолжает функционировать в установленном режиме, только мы немного ограничиваем его свободу. Например, камера решит установить свой набор выдержки, диафрагмы и чувствительности, а мы, выбрав один из этих параметров на свой вкус, заставим её подобрать два других, не изменяя при этом экспозицию. А можем зафиксировать и два параметра. А можем и вообще, всё решить за неё (правда , это уже немного другая история).
Приоритет диафрагмы.
В этом режиме Вы, как автор будущего шедевра, фиксируете выбранную диафрагму, а фотоаппарат при этом подбирает необходимую выдержку для обеспечения верной экспозиции. Мы с Вами хорошо помним, что диафрагма, кроме воздействия на экспозицию, влияет ещё и на глубину резко изображаемого пространства. Вследствие этого важнейшего влияния на характер снимка, большинство фотографов выбирают именно приоритет диафрагмы в качестве основного рабочего режима. Например. Мы хотим получить небольшую глубину резкости - съёмка портрета, цветка и тому подобные сюжеты с размытым фоном и волшебным боке. Для этого нам необходимо возможно больше открыть диафрагму (значения 1.2 - 1.4 - 1.8). Если же Вы хотите получить большую глубину резкости, к примеру при съёмке пейзажа - закрывайте диафрагму побольше (значения 11 - 16 - 22).
При выборе диафрагмы в режиме приоритета диафрагмы не забывайте о том, что камера запросто может предложить слишком длинную выдержку, такую, при которой Вы не сможете крепко удержать фотоаппарат в руках, либо в кадре появятся движущиеся объекты. Особенно часто это случается при сильно закрытой диафрагме. В этих случаях придётся принимать дополнительные меры спасения снимка - использовать штатив, упор, исключать движение в кадре, либо наоборот, подчёркивать его и так далее. Нередка и обратная ситуация - экспозамер аппарата попытается выставить слишком короткую, неподдерживаемую аппаратом выдержку. В результате запросто возможно получение кадра с пересветом (отсечением светОв), который почти однозначно является браком (помните, мы подробно разбирали такой случай?).
Приоритет выдержки.
Фотограф фиксирует необходимую выдержку, а аппарат при этом устанавливает необходимое значение диафрагмы.
Вспоминаем, на что у нас влияет выдержка? На движение в кадре. Представляем, например, текущую воду. Если выдержка будет очень короткой - например 1/1000 секунды - движение в кадре "заморозится", будет видна отдельно каждая капелька, поверхность будет казаться такой же твёрдой, как окружающие камни. Если очень длинной - 1/4 секунды и длиннее - струйки "размоются", превратятся в фантастический туман.
Относительно длинную выдержку при некотором опыте можно использовать для "съёмки с проводкой". Для этого выбираем движущийся объект и плавно ведём аппарат, не теряя объект из поля зрения. В момент наилучшей композиции, не прекращая движения, плавно нажимаем на спуск. Эффект заключается в том, что движущийся предмет получается неподвижным, а фон вокруг - движущимся.
Имейте в виду только, что при короткой выдержке камера постарается широко открыть диафрагму, чтобы скомпенсировать потерю светового потока, следовательно, глубина резкости окажется небольшой.
Практика.
Как Вы наверняка заметили, приоритетные режимы значительно расширяют контроль над изображениями, но требуют практики, чтобы научиться грамотно распоряжаться ими. Требуют и больше внимания, чтобы следить не только за сюжетом, но и за откликом камеры.
На первых порах Вам наверняка придётся снимать не один и не два дубля, чтобы научиться получать предсказуемый результат. Возможно, есть смысл делать серии снимков, снимать в режиме брекетинга экспозиции и впоследствии внимательно изучать на большом мониторе, какой отклик даёт камера на Ваши действия, и какие эффекты при этом получаются на снимках.
В режиме приоритета диафрагмы делайте несколько снимков с разными значениями диафрагмы, чтобы освоиться с действием ГРИП, особенно с незнакомыми объективами. Возможно, это как раз и есть тот редкий случай использования режима брекетинга диафрагмы.
В режиме приоритета выдержки выясните, как ведёт себя ГРИП при разных выдержках, особенно с длиннофокусными объективами.
Возможно, во время подобных опытов стоит поиграться и с настройками чувствительности, чтобы почувствовать, как все три эти компонента вместе влияют на ваш замысел. Стоит также проверить Вашу камеру на слабО, узнать пределы её возможностей, научиться её промахи и слабости использовать себе на пользу. Кроме прямого результата, такие пробы являются ещё и прекрасными уроками по овладению техникой съёмки. Помните один из важных советов - научитесь обращаться с камерой с закрытыми глазами, доведите навыки общения с ней до автоматизма, научитесь во время поднятия камеры к глазам, на лету, по щелчкам колёсика устанавливать диафрагму и не глядя на рычажки выбирать режим экспозамера.
Не расстраивайтесь, если Ваши первоначальные кадры не оправдают Ваших ожиданий - практика, практика, практика. Но имейте в виду, что, когда Вы овладеете съёмкой в приоритетных режимах - Вы получите почти неограниченный творческий контроль над Вашими снимками. Ради этого действительно стОит изучать их.
Удачных снимков!
Эту, и кучу похожих статей Вы найдёте на сайте levfoto.ru
Комментарии: