error
Регистрация

Прекрасная эпоха, процветающая Родина, забытые времена и герои.

Рубрика: «Личное»
Автор: Зореслав Волков
Опубликовано: 14.01.2024 в 13:48:00

На удивление в моей семье слово «Сталин» считалось нецензурным, а вот Георгия Максимилиановича любили, над кроватью деда даже висел его портрет (только у деда он на портрете был каким-то суровым, а нейросеть нарисовала его доброжелательным, уж она-то генерирует что-либо непредвзято, соврать не даст). Ещё бы, пока не умер Сталин, деда так и прессовали, за то, что во время войны он попал в плен. Даже несмотря на то, что он самостоятельно оттуда сбежал и вернулся в ряды советской армии. После войны дед сразу же был сослан за «101 километр», не только жить, но и появляться в Москве ему было категорически запрещено, поэтому они с моей бабушкой обосновались в Коломне. Но, и помимо этого его постоянно задерживали на улице, или бесцеремонно забирали из дома и отвозили на допросы. Как рассказывал дед, на работу ему удавалось устраиваться только на самую тяжёлую, где условия были хуже, чем в немецком плену. При попытке обзавестись каким-то хозяйством, они с бабкой сразу подвергались «раскулачиванию». Просто описывали и вывозили любое имущество, иметь могли только посуду, нижнее бельё, и пару вещей из верхней одежды. А вот с приходом к власти Маленкова, от деда не только отстали, но и полностью реабилитировали в обществе, с него были сняты любые ограничения, и даже НА УДИВЛЕНИЕ для того времени он получил какие-то выплаты. При Маленкове можно было вести личное подсобное хозяйство, торговать на рынке продуктами с огорода или вещами ручной работы. Тогда дед не только смог отстроить дом, но и построить конюшню и завести лошадей. С тех пор с бабкой они стали даже немного «зажиточными» для обычных советских людей. Поэтому после смерти на их сберегательных счетах сумарно оказалось более 12 тысяч рублей советскими деньгами, которые я по наследству получил уже российскими рублями.
Кем же таким был этот Маленков?



Маленков считался наследником вождя в правительстве, поэтому незадолго до его кончины 5 марта 1953 года получил пост председателя Совета министров СССР. Интересно, что должность фактического руководителя страны преобразила Георгия Максимилиановича. Он внешне стал более добродушным и переоделся из военного френча сталинского типа в элегантный костюм и шляпу. Именно он стал первым, кто заговорил о вреде «культа личности». Более того, «оттепель» и «разрядка» начались именно при Маленкове, который разрешил иностранную прессу, призвал к мирному сосуществованию и к пересмотру внешней политики. В народе его любили, возлагали на него надежды и даже считали племянником Ленина.

Двумя главными целями, которые ставил перед собой Маленков на посту главы Совета министров, было проведение экономической реформы, которая бы ликвидировала диспропорции в промышленности и сельском хозяйстве, и закрепление приоритета правительства над партией, для чего необходимо было лишить КПСС рычагов влияния на экономику и политику, оставив за ней лишь вопросы кадров и идеологии. В мае 1953 года было принято постановление Совмина, вдвое уменьшившее вознаграждения партийным чиновникам и ликвидировавшее т. н. «конверты» — дополнительные вознаграждения, не подлежащие учету, а в ноябре того же года началась первая с 1939 года «чистка» партийный рядов, в ходе которой численность КПСС с 6 млн членов уменьшилась до 5,5 млн — в основном за счет исключения из партии лиц, заподозренных во взяточничестве, морально-бытовое разложении, бюрократизме и пренебрежении к нуждам народа. Маленков озвучил свою программу экономических преобразований — предполагалось сосредоточить усилия на развитии предприятий «Группы Б», т. е. на производстве товаров широкого потребления, увеличить финансирование сельского хозяйства, частично списать долги колхозов, увеличить размеры личных приусадебных хозяйств крестьянства в 5 раз и закупочных цен на зерно и мясо в 6-7 раз, а так же снизить налоговое бремя. Средства на финансирование аграрной реформы предполагалось получить за счет репараций с Германии, а так же сокращения расходов на армию почти в 2 раза и замораживания многих долгостроев, оставшихся еще со сталинских времен, — например, Трансполярной магистрали и Сахалинского тоннеля. Маленков на сессии Верховного Совета заявил о необходимости повысить уровень жизни не только крестьян, но и страны в целом. Было решено подключить колхозы к единой электрической системе, увеличить производство тракторов, продажу колхозам строительных материалов, усилить Машинно-тракторные станции профессиональными кадрами.



С 1954 по 1958 год в СССР впервые за послевоенный период наблюдался прирост сельского населения, а продукция сельского хозяйства увеличилась в 1,5 раза. Годовой денежный доход семьи, полученный из колхозной кассы, к 1960 году вырос почти в 4,5 раза. 14 июля 1956 года было принято решение выплачивать колхозникам пенсии. Маленков предлагал перейти к интенсификации аграрного производства на основе экономического стимулирования, для обозначения которого он ввел термин «материальный интерес», а так же активного внедрения новейшей сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и т. д. Увеличение выпуска товаров широкого потребления предполагалось провести за счет перераспределения финансовых расходов и перевода части предприятий военно-промышленного комплекса на выпуск продукции мирного времени. Инвестиции в индустрию товаров потребления в 1954 году составили 5,85 млрд рублей — почти в 2 раза больше против прошлого года, в результате чего за год производство товаров широкого потребления выросло на 13%. Так же, чтобы существенно повысить жизненный уровень населения, в период с 1953 по 1960 год пришлось резко увеличить добычу нефти до 148 млн тонн в год, в 7,5 раз больше относительно послевоенного уровня. Маленков предлагал стимулировать производство насущных товаров за счет рычагов торговли — к 1954 году розничный товарооборот в государственной и кооперативной торговле вырос примерно на 70% относительно уровня 1950 года. Поначалу перестройка экономики вызвала разбалансировку в финансах и торговле — в результате 1953 год страна впервые закончила с дефицитом финансов в 10%. Поэтому в дальнейшем Маленков решил сделать ставку не только на предприятия, находящиеся в руках государства, но и на артельное предпринимательство, которое сохранилось еще со времен НЭПа, — в 1953 году в СССР было около 114 000 артелей, на которых работало около 2 млн человек, производивших почти 6% валовой промышленной продукции. В некоторых же секторах экономики процент артельного производства был еще выше — до 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки производились предпринимательским сектором.

В 1956 году Маленков призвал поддержать деятельность артелей — их освободили от уплаты большинства налогов, некоторые убыточные предприятия легкой промышленности были переданы в кооперативную собственность, государство отныне практически не вмешивалось в розничное ценообразование, следя лишь за тем, чтобы цены на артельную продукцию не превышали государственные на 13-15%. Поощрялась мелкое кустарное производство и на селе — крестьянам дозволялось создавать промысловые артели и в свободное от полевых работ время производить некоторые товары на дому для последующей продажи на рынке. Все это привело к небывалому росту хозяйственной инициативы граждан СССР — 1950-е годы стали временем расцвета магазинов, колхозных рынков и сети услуг, что позволило значительно поднять уровень жизни в стране. Такие джействия обеспечили премьеру колоссальную популярность среди сельского населения, которое видело в нем защитника и выразителя своих интересов. В 1960 году, по итогам VI пятилетки, Маленкову присвоили второе звание Героя Социалистического Труда.

В 1961 году Георгия Максимилиановича исключили из партии и отправили на пенсию. Сначала он жил на небольшой даче в Подмосковье, а позже перебрался с семьей в московскую квартиру. Никогда ничего не просившему у руководства Маленкову в 1980 году по поручению Андропова дали хорошую квартиру на Фрунзенской набережной. Все годы в отставке Георгий Максимилианович жил жизнью обычного пенсионера, никак о себе не напоминая. В энциклопедиях и учебниках его имя практически не упоминалось.

Как любит рассказывать мой дядя, он лично видел Георгия Максимилиановича в начале 80-х, прогуливающегося по Фрунзенской набережной в Москве. Не знаю, на сколько это правда, но я знаю одно, что о Маленкове люди либо просто не знают, либо отзываются о нём крайне положительно как о самом лучшем правителе нашей страны

 
Просмотры: 88
 

Комментарии:

Пользователь разрешил комментировать публикацию только друзьям.