Мастера:
Владимир Вяткин
Андрей Чежин
Дмитрий Конрадт
Алексей Шадрин
Гунар Бинде
Георгий Пинхасов
Павел Маркин
Сергей Максимишин
Александр Никипорец
Юрий Молодковец
Владимир Вяткин, фоторепортер, шестикратный лауреат World Press Photo, обладатель статуса «Международный мастер фотожурналистики», академик Международной гильдии фотографов, преподаватель факультета журналистики МГУ провел мастер-класс по фоторепортажу.
– Репортаж с чего-то начинается и чем-то заканчивается, находится во временных и событийных рамках. Завязка, развязка, финал. Фотограф должен внутри выбранной темы найти, придумать историю, которую расскажет. Это можно сделать, найдя героя, через которого можно показать особенность, специфику темы. Но важно сохранять тематическую дистанцию, потому что в противном случае вы гибнете. Выбирая такого героя, вы фантазируете, фотография приобретает черты литературы, язык метафор. Не умеете придумывать – не надо снимать. Вся наша жизнь – фантазии. Фотография – мистификация жизни, борется с ней жизненный реализм. В жизненном реализме слишком скучно жить, поэтому с ним борются фантазии, иллюзии. Пока это так, есть смысл заниматься искусством. Когда вы достаете в некоем сообществе фотоаппарат и начинаете снимать, начинается театр жизни, выдуманный вами. Жизненный реализм – это ваша дорога от рождения до смерти, вы идете по ней, кого-то встречаете, что-то видите. Отражая увиденное и переживаемое через фотографии, вы показываете свое представление о реальности, в этот момент появляются иллюзии и фантазии.
Важно понимать разницу между фоторепортажем и репортажным методом съемки. Репортаж – это жанр фотожурналистики, а репортажный метод съемки – некая технология, когда вы снимаете процесс, не вмешиваясь в него. Старайтесь видеть то, что снимаете, шире. Не фрагменты и эпизоды, а кадр, в котором будет смысловая и визуальная законченность. Думать и видеть следует не только горизонталями, но и вертикалями, поэтому, если позволяет ситуация, нажимать надо минимум два раза.
Выдержка и диафрагма – основные средства художественного выражения. С их помощью можно снять в стилистике русского и европейского реализма, экспрессионизма, модерна, кубизма!.. Нужно понимать тему, которую хотите снять, и именно под нее выбирать средства выразительности. Нужно уметь типизировать и обобщать. Например, если вы снимаете митинг или демонстрацию, куда пришло 40 тысяч людей, ошибкой было бы снимать портреты людей или сливающуюся толпу. Посмотрите внимательнее!
Не снимайте в лоб, пытайтесь найти вот эти отношения. Больше смотрите живопись, кино, ходите на выставки. На выставку надо не просто сходить, а чему-то научиться. После хорошей выставки я часто выхожу с ощущением, что я бездарность, но через неделю амбиции, эгоцентризм возвращают меня к творчеству на новом витке, мне хочется доказать себе, что я могу. Еще лучше посетить плохую выставку: там можно увидеть гениальную тему, которая снята бездарно. В таком случае не грешно взять тему и поработать над ней. Снимать человека – очень интересно, если снимать крупно – это должен быть образ, знак. Вообще, фотография – искусство образов, символов и знаков, метафор, недосказанности. Ведь необязательно всем объяснять от и до. Наоборот – важно заставить зрителя дочитать. Фотография и музыка – великолепный способ шифрования. Фотографии, где что-то зашифровано, можно рассматривать, а те, что сняты в лоб, люди только просматривают. Чувствуете разницу?
Анатолий Бисинбаев, фотохудожник, президент Гильдии рекламных фотографов России, член Федерации европейских профессиональных фотографов (Qualified European Photographer), член Союза художников России рассказал, как найти свой стиль:
– Я не зря спрашиваю, есть ли любимая фотография. Это важно для фотохудожника. Здесь на фестивале представлена моя фотография «Опиум», хотя она снята на кухне под лампочкой, это – моя визитная карточка, по ней можно четко понять, какая у меня эстетика. Художник должен найти свой стиль, свою эстетику.
Я часто слышу фразу «скажите мне, и я завтра брошу» или «скажите мне, и завтра сяду на коня». Такого не бывает. У меня есть приятель, который живет в Париже, Алексей Васильев. Лет пятнадцать он «бился головой об стену» в плане фотографии, по фотогалереям ходил, все ему отказывали. Однажды произошел случай. Он показывал кому-то свои работы, и этот кто-то случайно увидел одну из бракованных фотографий, которая случайно попала в число показываемых. Человек ему сказал, что, может быть, если он займется чем-то в этом ключе, что-то получится. Алексей воспринял поначалу это как шутку. В прошлом году Алексей Васильев на парижском биеннале был самым продаваемым фотографом.
Что он делает. Допустим, толпа в метро, которая выходит, и он снимает ее ауру. Там все нечетко, размыто. Но эта «каша» имеет свой центр, развитие, цвет. Свои фотокартины он печатает в большом формате на дебансе (алюминиевые листы, на которые наносится фотослой), и это производит впечатление! Фотография должна производить впечатление. Это происходит, когда фотография «цепляет», и ты даже не понимаешь, чем. Поэтому ищите в фотографии то свойство, которое произведет на вас впечатление, ни в коем случае не копируйте никого. Когда энергетика пойдет из вашего кадра, люди остановятся и захотят рассмотреть.
Выбор стиля, темы, эстетики для фотографа похож на работу золотоискателя: если золото есть в какой-то точке, бессмысленно обкапывать все вокруг, надо копать здесь. А дальше есть два подхода: первый – пытаться заниматься найденным стилем, искать галереи, приготовиться к долгому пути, деньги сразу не придут, везет не всегда быстро, второй – зарабатывать на посредственной студийной фотографии, модели всегда нуждаются в портфолио, здесь деньги будут, но это засасывает и портит вкус. Все-таки наша задача пробиться сквозь штампы. Нужно пытаться снять дух… дух толпы, дух конкретного человека, дух вещи. Поймите, редакция, допустим, модного журнала оценит запечатленный дух женщины, которая при этом может быть одета в платье от Versace. Тридцать лет назад можно было снимать обычные фотографии и как-то держаться, сейчас профессиональные фотокамеры – практически в каждом доме, исключительно на технических характеристиках техники не вылезти.
Мой стиль сложился из художественного вуза, книг, которые я прочитал, из моего отношения к жизни, женщинам и так далее. Из всего этого я создал себе матрицу, она надо мной. Я раньше думал, что студентам надо рекомендовать хорошие книги, фильмы… а потом понял, что не имею права новому поколению навязывать что-то, условно говоря, старое, так может пропасть какое-то видение, которое сформируется как раз на новых тенденциях. Говорят, что новое поколение рождается с компьютерной мышкой в руках, и слава Богу! Это – новое мышление, новая культура, и из этой культуры появятся новые художники. Если кто-то прочитает все то же, что и я, из него получится еще один Бисинбаев… а зачем?
Когда я поступал в Мухинское училище, меня спрашивали: «кем ты хочешь стать?», – «Микеланджело», – «а зачем?». Каждый человек занимается самообразованием, когда он чувствует. Например, я сейчас заинтересовался различиями религий, читаю Библию, историю Рима, чтобы понять. Но это сейчас, когда мне уже много лет, а в юности меня это не интересовало. У каждого свой путь, свое время для событий и интересов. Человек должен создавать свою матрицу. Спрашивать у мастеров совета нужно, но надеяться надо на себя, на свое видение.
Записала Анна Чижик
Комментарии:
На след год должно снова быть, все участники и мастера единодушно призывали организаторов продолжать. Так что, лишь бы не было войны.
Как и в предыдущие годы, фотофест должен будет состояться в последние выходные августа. Продажа билетов начинается уже весной, следите за рекламой ))
http://www.mk.ru/social/2014/09/09/fotograf-vyatkin-na-voynu-ne-priezzhayut-kak-na-ekskursiyu.html