Осень — время невероятных пейзажей, ярких красок и мягкого света. Но даже самые удачные снимки требуют редактирования: только так можно полностью раскрыть их потенциал и передать магию сезона. Давайте разберемся, как выполнить обработку осенних фотографий, чтобы из хороших превратить их в великолепные.
С чего начинается осенняя обработка
Если у вас много фотографий, начать стоит с этапа отбраковки: удаления технически и художественно неудачных кадров.
Отбор и сортировка
Это легко сделать в Lightroom, так как программа предлагает удобную систему сортировки и поиск фото по множеству параметров.
Однако в Фотошопе тоже можно выполнить систематизацию файлов: при помощи плагина Adobe Bridge. Есть даже возможность формировать умные коллекции, в которые будущие файлы автоматически добавляются при соответствии заданным параметрам.
Интерфейс Adobe Bridge
Первым делом удалите размытые, пересвеченные или композиционно неудачные кадры. Обработка занимает время, и его лучше потратить на действительно достойные фотографии. Разделите снимки на группы по тематике или месту съемки — это упростит дальнейшую работу.
Работа с RAW или JPEG
Если вы снимали в RAW, не спешите применять массовую конвертацию для уменьшения размера изображений посредством перевода их в JPEG.
RAW дает гораздо больше возможностей для коррекции экспозиции, баланса белого и других параметров, позволяя «вытащить» детали из теней и света.
JPEG — это сжатый файл, в котором часть информации уже утрачена. Обработка JPEG менее гибкая, но тоже возможна. В этом случае желательно сохранять JPEG в высоком разращении (например, 3000 px).
Базовая коррекция: закладываем фундамент
Ключевые этапы базовой коррекции — это работа с балансом белого, экспозицией, контрастом, тенями и светлыми участками. Профессионалы часто начинают с глобальных настроек, а затем переходят к локальным.
Баланс белого
Осенний свет может быть очень изменчивым: от теплого золотого утра до холодного синего заката. Неправильный баланс белого может исказить цвета, сделав кадр слишком желтым или синим. В последнем случае особенно страдает кожа модели.
Рассмотрим на примере работу с балансом белого в программе Photoshop.
Способ 1. С помощью Камеры RAW
-
Найдите Camera Raw в разделе «Фильтр» на верхней панели.
-
Запустите модуль и в разделе «Основные» кликните по иконке пипетки.
-
Наведите курсор на самый светлый участок фото, относительно которого программный алгоритм будет исправлять температуру. Кликните по нему.
Баланс белого будет моментально исправлен. Если результат не удовлетворил, дополнительно можно откорректировать баланс белого с помощью параметров «Температура» и «Оттенок».
Способ 2. Основными средствами программы
Метод подойдет пользователям Фотошопа до 6 версии (включительно), где модуль Camera Raw не является встроенным и его нужно устанавливать дополнительно.
-
Создайте копию фонового слоя (Ctrl+J).
-
Пройдите по пути «Фильтр» - «Размытие» - «Среднее». Так вы получите слой с «паразитным» оттенком.
-
Инвертируйте его (Ctrl+I), чтобы получить антицвет.
-
Поменяйте режим наложения на «Цветность» и уменьшите прозрачность слоя примерно до 29.
Данный шаг не всегда необходим. А вот следующий — более важен, поскольку разбаланс светотени в кадре появляется при съемке гораздо чаще, чем паразитный оттенок.
Экспозиция, контраст, тени и света
Экспозиция определяет общую яркость фотографии. Если снимок слишком темный или слишком светлый, ее необходимо скорректировать.
Для этого лучше использовать параметры «Тени» и «Света», которые влияют на уровень яркости каждый в своей области. То есть, если на снимке есть засветки, лучше уменьшить яркость только светов, а не всего кадра в целом, как это делала бы общая экспозиция.
Наш снимок явно имеет проблемы с экспозицией. Исправлять это лучше всего в камере RAW.
-
Перейдите в модуль, используя быстрые клавиши Shift+Ctrl+A.
-
Передвиньте ползунок на шкале «Тени» вправо. Это осветлит кадр только в теневых участках.
-
Также немного сдвиньте в сторону светов (вправо) контроллер на шкале «Затемнение». В данном случае осветляться самые темные области.
-
Далее повысьте «Контрастность» до приятного вида картинки.
-
Используйте вкладку «Детализация», чтобы повысить резкость. При необходимости снизьте шум, задействовав параметр «Уменьшение цветового шума».
Главный этап: цветокоррекция осенней палитры
Теперь можно приступать к цветокоррекции. В Фотошопе просто огромное количество инструментов для редактуры цвета. Причем первичный цветокор тоже можно сделать в камере RAW.
Как с помощью HSL превратить зеленые листья в желтые
Самое популярное и оправданное желание, если лес недостаточно осенний. Делать это будем с помощью цветовой модели HSL, которая находится во вкладке «Смешение цветов» камеры RAW.
-
Откройте раздел «Оттенок», найдите шкалу «Зеленые» и уведите ползунок в сторону желтого цвета (влево). Зеленые оттенки перекрасятся в желтые.
-
Для усиления эффекта сделайте их более оранжевыми, воздействовав на ползунок шкалы «Желтые».
Кстати, чем зеленей листва, тем ярче эффект. Вот пример работы с HSL на другом фото:
Как придать тепло зеленому лесу
Наш лес в основном хвойный, поэтому массово желтить листья не будем. Вместо этого осуществим разводку цветов с помощью «Camera calibration» (раздел «Калибровка», самый последний в модуле).
-
В красном канале параметр «Цветовой тон» уведите в плюс, а в синем — в минус. Чтобы убрать излишнюю оранжевость, «Насыщенность» в синем канале тоже понизьте. Это поможет приблизить цвета по оттенку, сгармонировав их в соответствии с аналоговой схемой по Иттену.
-
Чтобы вернуть хвойным породам зеленый цвет, перейдите во вкладку «Смешение цветов». В разделе «Оттенок» установите плюсовое значение для канала «Зеленые».
-
Нажмите «Ок», чтобы выйти в основную рабочую среду программы.
Как усилить красочность неба
Осенью небо хмурое. Поэтому обработка фото часто включает этап, на котором исходное небо заменяют другим, к примеру, закатным.
-
На всякий случай продублируйте слой (Ctrl+J).
-
Перетащите исходник с подходящим небом на холст и отмасштабируйте его.
-
Понизьте общую непрозрачность — так будете видеть, куда накладываете картинку.
-
Зафиксируйте изменения, верните прозрачность и добавьте к слою маску. Черной кистью удалите ненужные участки картинки.
-
С правой стороны на панели найдите иконку с обозначением «fx». Когда откроется меню, выберите пункт «Параметры наложения».
-
Контроллер на шкале «Подлежащий слой» сместите вправо, пока не проявятся ветви и верхушки деревьев.
-
В качестве финального штриха — усильте контраст всего изображения. Создайте новый корректирующий слой «Кривые» и прогните низ линии вниз, а верх — вверх.
Локальный контраст на осенних фото
Снимки, на которых большую часть занимает пейзаж — отличная почва для тренировки навыков ретуши по технике dodge and burn. Смысл — сделать картинку более объемной, разделить планы.
-
Создайте слой с 50% серой заливкой.
-
Возьмите кисть «Осветлитель», установите экспонирование примерно на 6-7% и прокрасьте области, в которых должен преобладать свет.
-
Затем то же самое проделайте с «Затемнителем» в отношении теневых областей. Это кропотливая и нудная работа, но результат того стоит.
-
Чтобы мазки не выглядели резкими, в конце примените небольшую хитрость: вызовите фильтр «Размытие по Гауссу» и размойте следы мазков. Лайфхак: чем выше разрешение исходника, тем выше должно быть значение размытия.
Фото до/после:
Секреты и фишки профессионалов
Старайтесь обрабатывать осенние фотографии так, чтобы лес казался спящим, над озером стелилась дымка, а в воздухе разливалось волшебное сияние. Правда, добиться такого эффекта можно только в программе со слоями, масками и режимами наложения. Лайтрум в этом случае совершенно не годится.
Туман, дымка, рассеянный свет
Атмосферу исходника можно усилить в буквальном смысле нарисовав дымку. Это можно сделать специальными кистями в форме облаков. Их легко найти в интернете, если ввести соответствующий запрос. Все кисти для Фотошопа должны быть в формате abr.
В данном примере при обработке глубина и туманность были усилены текстурами пыли и кистями «Облака».
Понять, как обработать осеннее фото в подобном стиле, поможет наглядная схема:
-
Создайте пустой слой.
-
Выберите нужную кисть.
-
Нарисуйте дымку в подходящем месте.
-
Снизьте общую непрозрачность.
-
Вызовите фильтр «Размытие по Гауссу» и поставьте такой радиус, чтобы при размытии облака не потеряли форму и не превратились просто в пятно.
До/после:
Мягкий свет и световые блики
Некоторые ретушеры используют прием постановки цветных световых бликов, отчего снимки приобретают волшебную атмосферу.
Принцип тот же, что и при рисовании тумана: создается пятно с использованием светлого оттенка в режиме «Экран» и размывается до приемлемых значений.
Также блики можно наложить посредством текстуры. Последняя тоже переводится в режим «Экран», если световые пятна расположены на темном фоне.
Яркость и светимость дорабатываются «Кривыми», «Цветовым тоном/Насыщенностью» либо другими удобными вам инструментами. Корректирующие слои с этими инструментами обязательно привязываются к слою с текстурой обтравочной маской, иначе изменения будут воздействовать на все слои.
Как добиться натурального цвета кожи на осеннем портрете
Когда фотосессия проходит на фоне зеленых насаждений, кожа модели всегда зеленит.
Избавиться от этого можно разными способами.
Способ 1. При помощи «Выборочной коррекции цвета».
Для этого в красном и желтом каналах увеличиваем процентное соотношение красных и оранжевых оттенков. Именно эти оттенки превалируют в коже человека. Для порядка еще можно понизить насыщенность зеленого в одноименном канале.
Получаться вот такие настройки:
Чтобы оставить эффект только на лице, залейте маску корректирующего слоя черным цветом (Ctrl+I) и белой кистью пройдитесь по лицу девушки.
До/после:
Способ 2. Использование режимов наложения
-
Создайте новый пустой слой с режимом наложения «Цветность».
-
Активируйте кисть и подберите для нее приятный телесный оттенок.
-
Прокрасьте открытые участки кожи выбранным оттенком и понизьте непрозрачность слоя.
Данные методы можно использовать для устранения не только зеленых оттенков в лице, но и любых других. Например, землистого.
Как создать эффект полароидной пленки без пресетов
Характерный матовый оттенок, свойственный полароиду, легко сымитировать при помощи «Кривых».
Для этого точку черного нужно приподнять вверх параллельно вертикальной оси. Тени станут матовыми, белесыми, а снимок потеряет контраст.
Вернуть его можно установкой точки в нижней части кривой, тоже отвечающей за тени. Линию следует немного прогнуть вниз. Степень прогиба зависит от изменений на экране. Тут главное не переборщить.
Точку белого также можно немного опустить и сместить влево для матовости светлых участков.
Идеи для стильной осенней обработки
Осень разная: теплая и золотая, холодная и дождливая, пасмурная и нагая. Обработка тоже может создавать разное настроение в кадре.
Теплая золотистая палитра
Человек визуально лучше воспринимает теплую обработку, поскольку возникают ассоциации с позитивными эмоциями, такими как уют, любовь и счастье. Поэтому теплая тонировка применяется чаще холодной. И это правило действует не только для осенних фото.
Рассмотрим как достигнуть эффекта тепла на примере следующей фотографии:
С экспозицией здесь все хорошо, поэтому сразу перешли к цветокору. Для перекрещивания листа использовали HSL или «Выборочную коррекцию цвета», причем в кроне оставили и зеленую краску, и добавили желтую с красной.
В жухлой траве нет цвета, поэтому вышеупомянутые инструменты использовать бесполезно. Обычно в таких случаях кадр красят при помощи слоя с коричневой заливкой в режиме «Мягкий свет». А потом по маске протирают в ненужных местах, например, на лице.
Светимость листвы в некоторых участках усилили за счет режима «Яркость» инструмента HSL. Например, в желтом, красном и оранжевом каналах повысили, а в зеленом понизили. Таким образом, получился своеобразный «додж-и-берн»: прорисовка светотенью локальных областей.
Холодный осенний лес
Холодная обработка применяется для поздней осени, когда ветви без листвы, а также, когда в кадре много зелени и пасмурно. В тепло такие фото сложнее выводить, а мрачноватость уже сама по себе присутствует.
На данном фото автор «сыграл» на световом контрасте: фон темный, почти черный, а фигура модели — светлая.
Для уплотнения пространства, то есть удаления светлых прорех между стволами деревьев, ползунки на шкалах «Светлые области» и «Белые» передвинули в сторону теней.
Тени также усилили за счет одноименного параметра, чтобы деревья выглядели контрастнее и чернее.
Чтобы эффект не затемнил модель, девушку протерли по маске.
Цвет присутствующей растительности усилили. Скорее всего, листва была жухлой, поэтому ей придали оранжевый оттенок, что можно сделать либо за счет HSL, «Выборочной коррекции цвета» или «Цветового тона/Насыщенности».
Также был усилен общий контраст и резкость.
Фэнтезийная обработка
Иногда фотограф хочет покреативить и делает цвет окружающей растительности ядовито красным или голубым. Как в этом примере:
Такой эффект достигается за счет перевода исходника в цветовой режим lab и наложения противоположных каналов друг на друга в режиме «Светлее» или «Темнее». А также последующей доработкой остальными инструментами коррекции цвета в Фотошопе.
Частые ошибки при осенней обработке
Обычно люди, которые только начинают осваивать Фотошоп или Лайтрум, допускают одни и те же ошибки:
-
Перенасыщение цвета. Осень ассоциируется с насыщенными цветами, но это не значит, что нужно «выкручивать» ползунки насыщенности на максимум. Перенасыщенные фотографии выглядят неестественно и кричаще.
-
Неправильный баланс света и тени. Учитесь работать с тенями и светами дифференцированно. Общую экспозицию меняйте только в том случае, когда это действительно нужно (кадр переэкспонирован или недоэкспонирован по всей площади).
-
Неуместное использование фильтров. Модные эффекты могут испортить фотографию, если применяются бездумно. Выбирайте фильтры, которые гармонично вписываются в общий стиль обработки.
-
Отсутствие стиля. Осенние фотографии должны иметь свою атмосферу. Продумайте этапы обработки еще до ее начала и последовательно их выполняйте. Создавайте атмосферу за счет текстур с падающими листьями, световыми бликами и лучами.
Заключение
Надеемся, что из этой статьи вы почерпнете много полезного. Изложенные принципы обработки касаются не только осенних снимков, но и всяких других, где природа — основное действующее лицо наряду с моделью.






Комментарии: