Объективность объектива через призму субъективности субъекта
философские (читай – «бессмысленные») размышления на тему
«Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа…»
из басни Крылова «Зеркало и обезьяна»
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива!»
Народная пословица.
Думаю, что не сильно совру, если возьмусь утверждать, что каждый, кто хоть немного сталкивался с процессом взаимодействия и общения с «объектом» съемки при выдаче ему отснятых вами «щедевров» испытывал «когнитивынй диссонанс» от разницы в оценке результатов.
Я имею ввиду «обычную» (может, конечно, это у меня одного так?) ситуацию – модели больше всего нравиться такое ее/его фото, которое только чудом попало через вас к нему в руки и на глаза (и только потому, что вы после длительных колебаний решили: а и пусть и ЭТО (ОНО) для кучи останется, жалко удалять, все-таки тратил время/силы…)
Собственно, побудила меня написать свою первую запись в блоге, вскользь замеченная новость от «британских ученых», которые в очередной раз сорвали шаблоны, заявив, что некий эксперимент подтвердил: люди не способны объективно воспринимать собственную внешность. Хотя, лично для меня, как для ярого сторонника абсолютного «субъективизма» это, собственно, вовсе и не откровение.
С тех пор, как я немного начал увлекаться фотографией, как человек с тонкой душевной организацией и глубоким внутренним миром я уже ощутил все прелести «профдеформации»: словами мне уже не передать, то чувство глубокой утраты «нормального» восприятия, которым я обладал ранее. Ведь я мог видеть столько красоты вокруг! Банальная поездка в автобусе доставляла неземную радость через созерцание красивых лиц простых пассажиров.
А что теперь? Вместо практически невыражаемых в прозаических эпитетах ощущениях прекрасного и возвышенного - сухая совокупность оценочных характеристик и технических параметров: освещенность, температура в кельвинах, заваленные горизонты и отвратный фон, дефекты кожи, невыразительность взгляда.
О, Боги Фотошопа! Примените к моим глазам размытие по Гауссу или вообще переведите все в ч/б! Вот так и маемся. Но, понятное дело, что тут зависит от жанра фото еще многое. Если ты занят репортажными съемками – тут не до романтики и лирических отступлений. Другое дело, когда делаешь для клиента. Тут уже всегда прав он, и твоя задача предугадать его мнение о результате. Главное чтоб ему понравилось. Ну а для себя любимого всегда есть возможность вволю поизвращаться с исходниками.
И так часто, читая красивые и пафосные опусы на сайтах профессиональных фотографов (в смысле «тех, кто за деньги») становиться мучительно больно за бесцельно прожитую жизнь.
Нутром я чувствую, что на просторах сети кипит незримый вечный холивар между «физиками и лириками» от фотоаппарата.
На этом первую часть размышления я хочу прервать, и прошу откликнуться Вас, мои потенциальные читатели, что Вы думаете и испытываете в процессе «с фото по жизни»? Буду благодарен за любые отклики, и при проявлении интереса к теме с удовольствием продолжу свои графоманские изыскания…
С уважением, Темновест.
Комментарии:
При взаимодействии модели с фотографом наверное действительно необходима некая "влюбленность", в свое дело, как минимум, Ну и в модель немного тоже. Иногда же получается раскрыть человека, увидеть в нем даже ту красоту, которую он сам в себе почему-то не видит. Тогда и получаются настоящие хорошие снимки.
Мне приходит на ум только два способа: поставить человека перед зеркалом и наблюдать что он из себя вытащит сам, смотреть и выбирать а что из предложенного уже понравится мне, второй вариант - подсадной болтолог. Общий знакомый, ведущий диалог, заставляющий каменного гостя реагировать, раскрываться и ловить пошустрому. Любить модель нужно обязательно, иначе наснимаешь про нее гадостей и станешь врагом на всю оставшуюся жизнь. Личное отношение оно никуда не девается в выборе момента и при отбраковке. Потому неприятного мне человека снимать отказываюсь наотрез.