error
Регистрация

Мир после войны

Рубрика: «Мастера фотографии»
Автор: Мастера Фотографии
Опубликовано: 11.06.2023 в 13:50:44

Пожалуй, нет в мире человека, которому нужно было бы объяснять какие чудовищные последствия повлекла за собой Вторая мировая война. Разрушенные до основания города, десятки миллионов погибших по всему миру, утрата веры в человечество наконец. Широко известна, но не всегда верно толкуема фраза философа Теодора Адорно о том, что поэзия после Освенцима невозможна. Впрочем, жизнь далека от морали и философских теорий – она просто существует. А кто ещё может зафиксировать её так подробно и одновременно беспристрастно, как не фотограф?

Послевоенная фотография представляет собой удивительный макрокосм. Для неё не так важны географические границы – передел территорий и закулисные интриги политиков не могут затмить простого счастья мирной жизни. Послевоенная Европа – страна без границ. Она принадлежит будущему и концентрируются фотографы на тех, кто несёт в себе его отпечаток – молодёжи и, в первую очередь, детях. Да, на фоне послевоенных фотографий почти всегда находится место отголоскам чудовищного потрясения – разрухе, бытовой нищете и так далее.

На снимках второй половины 1940-х ещё проглядывает ужас вчерашней войны. Приметы времени схвачены безжалостно точно: вот венгерские дети тревожно смотрят из окна поезда Красного креста, вот в советском клубе девушки танцуют с девушками, ведь многие мужчины погибли на войне, вот датский мастер переделывает немецкие каски на ночные горшки, вот бредут немецкие беженцы со своими скромными пожитками, вот мальчик радуется целой паре подаренной обуви, вот девушка сушит бельё в руинах Сталинграда – за каждым из фото скрывается большая и порой трагическая история. Но на первый план почти всегда выходят люди и их самые главные эмоции – радость и любовь.

А что может быть чище детской беспричинной радости? Крутящийся колесом итальянский мальчишка Пьерджорджо Бранци, прыгающие через скакалку дети на снимках его соотечественника Джанни Беренго Гардина, гордо вышагивающий с вином французский мальчик Анри Картье-Брессона, бегущие беспечной гурьбой португальские и мальтийские дети Сабины Вайс, купающиеся в море югославские подростки Марка Рибу, играющие в рыцарей парижане Эдуарда Буба, лондонские тедди-бои Роджера Мэйна… Список можно продолжать долго, но акцент на новом поколении людей, которые должны были стать носителями новых ценностей, очевиден.

Не менее очевидна и любовь. Любовь, которую единственно можно противопоставить ненависти. Так появились потрясающие циклы парижских влюблённых от Робера Дуано, Джанни Беренго Гардина и Сабины Вайс.

Со второй половины 1950-х мир как будто окончательно приходит в себя, стряхивая оковы послевоенной нищеты. На фотографиях появляются и признаки обновлённой спокойной жизни. Девушки, схваченные объективом Эллиотта Эрвитта, отдыхают на пляже Сен-Тропе. Зрители следят за ходом скачек на фото Анри Картье-Брессона. Девушка принимает душ в новой квартире, «застигнутая врасплох» Николаем Хорунжим. Молодёжь со всего мира идёт по строящейся Москве на снимках Эммануила Евзерихина. Эрнё Вадаш фотографирует производство детских колясок на заводе «Икарус». Пьерджорджо Бранци запечатлены сидящие в парижском кафе старики.

Подборка фотографий послевоенной Европы позволит прикоснуться к этому непростому, но пропитанному окрыляющей надеждой периоду истории. Раскованные движения, светящиеся глаза – кажется, дети вот-вот сорвутся со своих мест и побегут по залитой солнцем пыльной улочке, влюблённые сольются в страстном и целомудренном одновременно поцелуе, а из улыбающихся подростков польётся чистый жизнерадостный смех. Ошеломляющий эффект кадров, которым исполнилось семьдесят и более лет, доказывает, что фотография – подлинное искусство.

Автор: Дмитрий Николов

Пьяцца Сан-Марко, Венеция, 1959 год. Фотограф Джанни Беренго Гардин.
Пьяцца Сан-Марко, Венеция, 1959 год. Фотограф Джанни Беренго Гардин.
Маляр на Эйфелевой башне, 1953 год. Фотограф Марк Рибу.
Маляр на Эйфелевой башне, 1953 год. Фотограф Марк Рибу.
Новая квартира, 1959 год. Фотограф Николай Хорунжий.
Новая квартира, 1959 год. Фотограф Николай Хорунжий.
Югославия, 1953 год. Фотограф Марк Рибу.
Югославия, 1953 год. Фотограф Марк Рибу.
Прованс, Франция, 1955 год. Фотограф Эллиотт Эрвитт.
Прованс, Франция, 1955 год. Фотограф Эллиотт Эрвитт.
Мальчик, получивший новую пару обуви в детском доме в Австрии, 1946 год. Автор неизвестен
Мальчик, получивший новую пару обуви в детском доме в Австрии, 1946 год. Автор неизвестен
Валанс, Франция, 1954 год. Фотограф Сабина Вайс.
Валанс, Франция, 1954 год. Фотограф Сабина Вайс.
Маленький парижанин, 1952 год. Фотограф Вилли Ронис.
Маленький парижанин, 1952 год. Фотограф Вилли Ронис.
Италия, 1950 год. Фотограф Вернер Бишоф.
Италия, 1950 год. Фотограф Вернер Бишоф.
Париж, 1950 год. Фотограф Робер Дуано.
Париж, 1950 год. Фотограф Робер Дуано.
Ребенок и голубь, 1958 год. Фотограф Робер Дуано.
Ребенок и голубь, 1958 год. Фотограф Робер Дуано.
Париж, 1954 год. Фотограф Сабина Вайс.
Париж, 1954 год. Фотограф Сабина Вайс.
Итальянцы, 1954 год. Фотограф Марио Де Бьязи.
Итальянцы, 1954 год. Фотограф Марио Де Бьязи.
Наварра, Памплона, Сан-Фермин, Испания, 1952 год. Фотограф Анри Картье-Брессон.
Наварра, Памплона, Сан-Фермин, Испания, 1952 год. Фотограф Анри Картье-Брессон.
Неаполь, 1958 год. Фотограф Джанни Беренго Гардин.
Неаполь, 1958 год. Фотограф Джанни Беренго Гардин.
Сен-Тропе, Франция, 1959 год. Фотограф Эллиотт Эрвитт.
Сен-Тропе, Франция, 1959 год. Фотограф Эллиотт Эрвитт.
Венеция, 1958 год. Фотограф Джанни Беренго Гардин.
Венеция, 1958 год. Фотограф Джанни Беренго Гардин.
Дети в масках, Париж, Франция, 1949 год. Фотограф Эллиотт Эрвитт.
Дети в масках, Париж, Франция, 1949 год. Фотограф Эллиотт Эрвитт.
Москва, СССР, 1947 год. Фотограф Роберт Капа.
Москва, СССР, 1947 год. Фотограф Роберт Капа.
Мальта, 1955 год. Фотограф Сабина Вайс.
Мальта, 1955 год. Фотограф Сабина Вайс.
 
Просмотры: 1896
 

Комментарии: