Продолжаем нашу экскурсию по Бремену. Мы в центре Старого Бремена - на Рыночной площади.
Город Бременских музыкантов (Продолжение)
Рыночная площадь Бремена - Марктплатц (Marktplatz) не только очень красива, но это просто архитектурный музей под открытым небом. Площадь имеет форму трапеции, на одной её стороне Кафедеральный Собор, на второй – Ратуша. Рядом с Собором, по правую сторону площади, находится здание городского Парламента, сооружённое в 1966 году —пример того, как современное здание органично вписывается в средневековую архитектуру.
Прямо напротив Ратуши, на третьей стороне площади, здание, которое называется Шютинг (нем. Der Schütting), это Дом Купеческого Союза или Торгово-промышленная палата XVI века. Когда-то здесь заседала купеческая гильдия, а расположение здания напротив Ратуши — символизирует извечное противостояние независимых купцов и городских властей. В переводе с немецкого "Schütting" означает "защищать"
На месте дома, построенного в 1444 году, бременские купцы в 1537-1538 г.г. возвели новое здание в стиле эпохи Возрождения, каменные фронтоны здания были созданы в 1565 году бременскими каменщиками. В XVIII веке передний фронтон несколько раз менял свой внешний вид, обновлялся и украшался.
Во время Второй мировой войны, в ходе авианалётов прекрасное здание Шюттинг было разрушено. Великолепные интерьеры и драгоценное оборудование сгорели в пожаре. В послевоенные годы здание Торговой палаты было восстановлено, хотя внутренние интерьеры были безвозвратно утрачены. Торгово-промышленная палата начала свою работу в 1951 году. Реконструкция здания была завершена в 1956 году: внешний фронтон был восстановлен в своем прежнем великолепии. Шюттинг представляет собой историческую ценность и с той точки зрения, что за всё время своего 500-летнего существования, здание всегда использовалось по своему прямому назначению, используется так и сейчас.
Над входом здания Шютинга начертан золотыми буквами девиз бременских купцов "Снаружи и внутри — рискуй и побеждай", а верхушки окон украшены гербами основных городов Ганзы, среди которых есть и герб Новгорода.
Венчает фасад здания Шютинга барельеф парусника, а также скульптуры Меркурия, Дианы и Нептуна.
На четвёртой стороне Рыночной площади – старинные дома старейшин города и богатых купцов, примерно 1600 г. постройки.
Далее мы подходим к главному символу города Бремен – к статуе Роланда. Она установлена на Рыночной площади между Ратушей и Шютингом, взгляд Роланда обращён на Собор. Высота скульптуры вместе с пьедесталом составляет 10,21 м. Бременский Роланд является самой крупной отдельно стоящей скульптурой немецкого Средневековья.
Статуя Роланда символизирует свободу и независимость Бремена. Каменная скульптура, изображающая знаменитого рыцаря из эпических сказаний, была установлена посреди Рыночной площади еще в 1404 г. взамен другой — деревянной статуи Роланда. По легенде Бремен сохранит свою независимость до тех пор, пока будет стоять охраняющий его Роланд. Величественный Роланд в правой руке держит меч, а левой — крепко сжимает щит, на который нанесен имперский герб в виде двуглавого орла. На гербе нанесена надпись, которая в переводе означает, что Роланд дарит этому городу свободу. Бременский Роланд и Бременская Ратуша в 2004 г. были внесены в список Всемирного культурного наследия.
Осмотрев статую Роланда идём опять к ратуше и рассматриваем детали декора её фасада. Восточный вход в ратушу охраняют два рыцаря, которых называют глашатаями, они оповещали население о новых указах, законах и распоряжениях властей. Созданы скульптором Рудольфом Майзеном на средства бременского банкира Йохана Харьеса.
История этих статуй достаточно интересна. Скульптор Рудолф Майзен, уже был достаточно известен в Европе. Он уже построил несколько объектов как в Бремене, так и в других городах Германии. Этих всадников - герольдов он придумал для здания Рейхстага в Берлине. Уменьшенные копии этих скульптур были установлены перед главным входом в немецкий павильон на Парижской Всемирной Ярмарке в 1900 году. Бременский банкир Йохан Харьес, в то время живший в Париже, увидел эти скульптуры, и как патриот своего города, тут же их купил и оплатил их доставку. И уже в 1901 году их установили у Ратуши, в самом центре Бремена.
Во время Второй мировой войны фигуры были спрятаны в бомбоубежище. В 1957 году их установили в одном из парков Бремена. В 2003 году, для одной из акций, их решили временно поставить на свое историческое место, на временный помост. Но после городских дискуссий их решили оставить там навсегда и вот 7 февраля 2007 года скульптуры получили официальную прописку на старом месте. Такая же пара скульптур стояла с другой стороны Ратуши, но была отправлена в переплавку в 1942 году.
Фасад Ратуши украшен многочисленными барельефами и скульптурами людей, ангелов и сказочных животных, а также гербами городов Гензейского Союза. Декоративные элементы фасада были выполнены по проектам мастеров нидерландского ренессанса: Ганса Вредемана де Вриса, Хендрика Гольциуса и Якоба Фдориса в 1608-1610 г.г., когда проводилась реконструкция здания. Первое здание ратуши, построенное в 1405 – 1410 г.г., разбогатевшим бременским купцам показалось очень скромным и не соответствующим представительским целям города. Благодаря самоотверженности граждан города Бременская Ратуша уцелела в бомбардировках Второй мировой войны, разрушивших более 60 % зданий в городе. Последняя реконструкция здания Ратуши проводилась в 2003 году.
Также на фасаде Ратуши находятся скульптуры императора и семи курфюрстов, а с боковых сторон украшают скульптуры библейских пророков.
Слева от городской Ратуши стоит памятник, который первым делом ищут все туристы, приехавшие в Бремен, - «Бременские городские музыканты» поставленный в 1951 г. Кстати, советский мультфильм практически не имеет ничего общего со сказкой братьев Гримм. Никакого трубадура с принцессой в сказке нет, это чисто история про животных, напугавших разбойников.
Между Ратушей и Собором Св. Петра на высоком постаменте восседает "железный канцлер" Бисмарк, вот так красиво подсветило его закатное солнце.
Отто фон Бисмарк – один из выдающихся государственных деятелей Германии, первый рейхсканцлер Германской империи (в 1871-1890 г.г.), прозванный «железным канцлером». Главной заслугой этого великого человека перед своим Отечеством является то, что он провел Объединение Германии (1871) - последовательное объединение с Пруссией нескольких десятков независимых княжеств с немецким населением. Этот политический процесс, полностью удовлетворявший национальным интересам, длился с 1864 по 1870 годы; в ходе него было проведено несколько военных операций против Австрии, Дании и Франции, направленных на укрепление мощи Германии и расширение территории немецкого государства.
Автор памятника выдающимся немецкий скульптор и теоретик искусства Адольф фон Хильдебранд. Монумент установлен 9 июля 1910 года на мраморном постаменте рядом с Бременским Кафедральным собором Святого Петра. В качестве материала цоколя использован зальцбургский мрамор, фигуры — бронза. Памятник отлит в литейном цехе в Фридрихсхагене в Берлине. ван зальцбургский мрамор, фигуры — бронза. Памятник отлит в литейном цехе в Фридрихсхагене в Берлине.
Далее мы идём на одну из самых знаменитых в Бремене улиц – Бёттхерштрассе и одну из самых коротких улиц, длиною всего 100 метров и состоящую всего из 7 домов. Она протянулась от Рыночной площади до набережной реки Везер, к ней ведет небольшой переулок возле здания торговой палаты, куда мы и направляемся.
На арке при входе на улицу Бётхерштрассе установлен барельеф «Несущий свет» работы Бернхарда Хётгера с изображением предводителя небесного воинства архангела Михаила, побеждающего силы тьмы. (1936 г.).
Есть версия, что герой композиции с мечом - это аллегорическое изображение Адольфа Гитлера, т.к. Розелиус симпатизировал национал-социалистам.
Большинство зданий на Улице Бёттхерштрассе были построены в 1922-31 гг. в стиле кирпичного экспрессионизма по инициативе торговца и мецената Людвига Розелиуса. В прошлом эта улица была ремесленной. В средние века на ней проживали бочары, так называли людей, которые перевозили в бочках: вино, рыбу и прочие товары. В девятнадцатом веке эта профессия потеряла свою значимость, и улица постепенно пришла в полное запустение. Так продолжалось до тех пор, пока этой улицей не заинтересовался Людвиг Розелиус - коммерсант и местный меценат. Этот человек известен миру как изобретатель кофе без кофеина.
Благодаря успешной торговле "бескофеиновым кофе", Розелиус нажил хороший капитал и в 1922 году скупил все дома на недоходной улице. Решено было создать здесь своеобразную улицу искусств. Для воплощения своих идей Розелиус пригласил к сотрудничеству немецких архитекторов, среди которых был талантливый художник - экспрессионист Бернард Хётгер. В этом проекте он себя проявил и как архитектор-самоучка. Именно ему принадлежит идея использовать в архитектурном облике домов темные некондиционные кирпичи. Эти кирпичи специально выискивали на северо-немецких кирпичных фабриках, чтобы потом умышленно применить в оформлении фасадов домов.
Улица перестраивалась почти до 1931 года, в итоге получился микс из предметов искусства разных эпох, здания в стиле кирпичного экспрессионизма, фасады которых украшены грубой рельефной кладкой, барельефы, скульптуры, декоративные элементы.
Из истории известно, что в 1936 году Розелиус представил свою улицу Гитлеру, но тот полностью раскритиковал ее. В назидание потомкам улица Бётхерштрассе была сохранена "как образец дегенеративного искусства". Дегенеративное искусство - термин, которым нацисты обозначали все, что относится к авангардному искусству, сюда причислялись такие направления: экспрессионизм, кубизм, футуризм, импрессионизм, сюрреализм и т. д.
Фасады домов сохранили свой прежний вид, а вот назначение самих зданий и их внутреннее обустройство изменено в соответствии с современными требованиями.
В настоящее время улица Бётхерштрассе считается яркой достопримечательностью города, что обозначено в многих путеводителях Бремена. В трех домах здесь функционируют музеи, в остальных открыты галереи, художественные мастерские, бутики, кафе и рестораны
По улице Бёттхерштрассе пройтись лучше не спеша, разглядывая все детали и элементы домов, а также, при наличии времени, посетить галереи и музеи, а ещё здесь множество различных скульптур.
Это скульптуры Бернарда Хетгера. В центре скульптура «День» (1910 г.). Слева скульптуры Вечер, Юность и Сумерки (1909 – 1912 г.г.)
Один из самых интересных домов-музей Паулы Модерзон-Беккер. Этот дом был построен в 1926 году для работ знаменитой немецкой художницы. Это первая художница, которая удостоилась музея собственных работ. Умерла Паула Беккер совсем в молодом возрасте, ей исполнилось всего 31 год, но за годы своего творчества создала огромное количество картин и рисунков. Ее работы в стиле раннего экспрессионизма сегодня пользуются мировой известностью. Во времена нацистов Паула Модерзон-Беккер тоже значилась в списке запрещенных дегенеративных художников.
В дворе дома Паулы Модерзон-Беккер сооружен необычный фонтанчик, на трубе которого пристроились фигурки бременских музыкантов. А на стене с барельефами изображены Семь Лентяев.
Семь Лентяев - это легендарные герои, про которых известно, что они были настолько ленивы, что перестали ходить за водой на реку и прорыли колодец. А когда им надоело ездить на телеге по грязи, они взяли и вымостили дорогу камнями. Таким образом, лень - это своеобразный двигатель прогресса. Кстати, в Бремене существует благотворительная организация "Семь лентяев". Она создана для оказания помощи творческим личностям в области литературы, искусства, сбора средств для реализации нестандартных и интересных проектов.
Следующий интересный дом - Дом Колокольного звона - так обозначен дом №4. Во дворе этого дома в определенное время можно услышать старинные мелодии колокольчиков.
Колокольчики находятся высоко и если про них не знать, то можно пройти мимо и не заметить. Мелодии звучат летом каждый час, а зимой три раза в день, но нам послушать колокольчики не довелось, по расписанию (фото ниже) музыка звучала в 18-00, а на часах уже почти 19. В то время, когда звучат колокольные мелодии, слева от ворот на башне открываются двери и появляются рельефные картины с изображением выдающихся лётчиков - героев Германии.
А в этом доме жил Розелиус, а теперь это музей Людвига Розелиуса. Здесь можно увидеть предметы средневекового искусства: картины, скульптуры, ковры, дельфтский фарфор. Часть коллекции собрана самим Розеулисом.
В конце улицы интересно оформленная ниша с аквариумами и скульптурами Бернарда Хётгера. Аквариумы с настоящими рыбками смотрятся очень эффектно и необычно в таком месте.
Но вот мы и пробежались по самой маленькой, но такой яркой и интересной улице Бётхерштрассе. Алексей предоставляет нам немного свободного времени, и мы решаем ещё раз выйти на Рыночную площадь, сейчас уже малолюдную. Перед нами Церковь Богоматери, которая, как и собор Бремена, относится к XIII в, а первоначально на этом месте стояла церковь Св.Вита. В Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. Для некоторых эти танцы стали настоящей манией, и впоследствии обычные пляски стали путать с хореей - нервным заболеванием, которое иначе называли «пляской Святого Вита».
На часах собора время около восьми, в последних лучах закатного солнца старинные здания смотрятся особенно красиво.
Успеваю сделать фото на память около стен Кафедерального Собора...
И мы торопимся назад, опять по улице Бёттхерштрассе направляемся к набережной реки Везер, где нас уже ждёт автобус. Тем временем солнце садится и на улице Бётхерштрассе зажигаются вечерние огни
Комментарии: