error
Регистрация

«Энграмма». Парадигма создания базы данных аудио¬визуальной информации.

Рубрика: «Личное»
Автор: Игорь
Опубликовано: 25.07.2020 в 14:45:40

Говорят, сначала ничего не было. Совсем. Абсолютная темнота.

Все сжалось до критического состояния.

Произо­шел большой взрыв.

Начался разлет Вселенной.

В галактике «Млечный путь», солнечной системе — планета Земля. Го­ворят, на Земле в самом начале ничего не было.

Абсолютно.

Время спустя каким-то образом появились белки-каоцерваты, говорят, в результате сверкания молний между небом и океаном, который походил на бульон. Волнами, вместе с пеной морской, их выбросило на берег. А может они вышли сами, оставляя на песке следы...

...Возможно мы уже на пороге V информационной ре­волюции, а может мы не заметили как IV уже закончилась. Скорее всего, мы являемся свидетелями (современниками) не только наступления следующего столетия и тысячелетия, но и начала V информационной революции.

Почему сохраняются знания? Как они припоминаются?

Аристотель, живший 23 столетия назад, одним из пер­вых попытался дать ответ на эти вопросы. Он рассуждал приблизительно так: всевозможные впечатления, испыты­ваемые нами, оставляют в нас отпечатки, подобно тому, как перстень, приложенный к воску, оставляет на нем след. Аристотель не указывал точно, каким образом эти отпечатки создаются и сохраняются, а также где они находятся. Ино­гда отмечалось что местом их пребыванием является душа. Аристотель утверждал, что какие-то отпечатки должны быть, иначе мы бы ничего не вспомнили.

Представление об отпечатках довольно прочно вошло в науку, хотя теперь, разумеется, им дается совершенно иное толкование. Современной наукой они рассматриваются как изменения, происходящие в нервной системе и головном мозге.

Ученые называют эти отпечатки по-разному: диспо­зиции, последействия, следы, энграммы...

...Появление технических средств, позволяющих фик­сировать окружающую действительность, их дальнейшая модернизация, практически совпали с временем протекания IV информационной революции. Как только появилась возможность делать, а затем воспроизводить на экране 24 дагеротипа в секунду (первая съемка производилась с меньшей скоростью), появился первый кинодокумент.

Документальную съемку на кинопленку театральных действий можно отнести к первым шагам игрового кино, но эффект эмоционального воздействия изображения и реак­ция зрителей на хроникальный материал «Прибытие поез­да...» братьев Люмьер еще долго не был превзойден.

Доку­ментальные кадры на экране воспринимались как реаль­ность (в те времена не было выражения «виртуальная реаль­ность»).

За сто лет существования кинематографа появились разные виды, разные жанры, разные формы кино.

В кино появился Кинематограф, который стал видом искусства.

Начались споры, — является киножурналистика и докумен­тальное кино искусством или нет.

Не обращая внимания на споры, кинематографисты продолжали с любовью фиксировать окружающий мир на кинопленку. Появление электронных аналоговых, а затем цифровых технологий, доступность технических средств для широких масс, сделали аудиовизуальную информацию не­исчерпаемым ресурсом.

Можно долго спорить о том, представляет кинохрони­ка (хроникальная аудиовизуальная информация) эстетиче­скую ценность или не представляет, но все споры становятся беспочвенными, как только мы вспомним творчество Д.Вер­това, Э.Шуб, М.Ромма («Падение династии Романовых», «И все-таки я верю...», «Обыкновенный фашизм»)...

Вероятно, Ф.Пеккори не был знаком с шедеврами ки­нематографа, созданными из шедевров кинохроники, воз­можно, он был обижен на неореалистов, которые «позволи­ли себе стирать грязное белье на глазах у всей Европы».

«...Отражательная способность экрана ведет к просто­му репродуцированию реальности, а созданные по этому принципу фильмы прямолинейны и не представляют инте­реса. Способность киноэкрана воссоздавать реальность это «миф» невысокого качества».

Вернемся к первым игровым фильмам, т.е. зафиксиро­ванным на кинопленку кусочкам из спектаклей. «...Вся жизнь спектакль, мы в ней актеры...», - непонятно, почему со вкусом снятые документальные кадры не могут пред­ставлять эстетическую ценность?

Можно говорить только о появлении новых видов эк­ранного искусства.

В 1980 году А.В.Красинский в своей книге «Кинодоку­мент и образ времени» обращал внимание на дебаты по по­воду: «...как быть с кинопериодикой? Что делать с кино­журналами, которые несут зрителю устаревшую информа­цию?».

В самом деле, в 1980 году «...бурное развитие средств массовой информации, в том числе телевидения, существен­но потеснило кинохронику.

Пальма первенства в оператив­ности отображения фактов и событий перешла к телевиде­нию».

Безусловно, в оперативности, но не в эстетическом качестве и продолжительности и форме сохранения мате­риала.

Информация на видеопленке не подлежит длитель­ному хранению, просмотрите видеоизображение пять лет спустя.

... «Однажды осенним утром несколько человек увиде­ли росу на паутине:

  •     Вот вам идеальные капли, как при падении или в со­стоянии невесомости, жидкость стремится максимально со­кратить свою поверхность.
  •     Какой удивительный материал, при поперечном се­чении 7/1000 мм паутина способна растягиваться на 12 %, прочнее стали.
  •    По греческому мифу, — это работа Арахны, дочери красильщика Идмона, которую Афина (Паллада) преврати­ ла в паука.
  •    Ах, вот почему в зоологии пауков называют арахнеидами.
  •    Слеза Арахны».

Документалист ничего не сказал, он сделал кадр.

Годы спустя внуки просматривая сохранившиеся кад­ры также говорили о паутине, о росе, каждый излагал свою точку зрения, неизменным осталось изображение-документ, сделанное десятки лет назад.

Кино родилось как отражение «видимости» мира, как непосредственная фиксация протекающей перед взглядом человека жизни.

Со времени первой фиксации до сегодняшних дней прошло больше ста лет.

За это время многое изменилось, появились новые направления, новые виды, — кинемато­граф признан как вид искусства.

Появились новые технологии фиксирования и обра­ботки аудиовизуальной информации, но, к сожалению, но­сители, на которых хранится и записывается информация, не подлежат долгосрочному хранению, это значит, что мы сможем смотреть «Прибытие поезда», но не увидим через 5-10 лет то, что происходило сегодня.

Сегодняшний день ос­танется  в нашей памяти, но только в том случае, ес­ли энграмма будет устойчива.

На первый взгляд теория информации далека от тео­рии искусствоведения, кажется между ними нет ничего об­щего. Появление теории информации связывают с именем Клода Шеннона и Юрия Холмогорова, не удивительно, что математики начали рассматривать информатику с научной точки зрения, но первыми к информации подошли с науч­ных позиций советские журналисты еще в 50-х годах.

Со времени появления первого киноаппарата минуло 100 лет...

...Мультимедиа — это любая комбинация текста, гра­фических изображений, звука, анимации и видео, которые предоставляются вам с помощью компьютера или другой электронной техники. Сегодня уже возможно воспроизведе­ние запахов. Это неограниченные возможности, необыкно­венные впечатления.

         В 1993 г. потенциальная аудитория мультимедиа со­ставляла один миллион человек, которые имели персональ­ные компьютеры, оборудованные дисководами для CD ROM дисков. Когда, через два года, фирма Macromedia представила свой програм- мный продукт Shockwave for Director, то разработчики продуктов мультимедиа уже име­ли возможность контактировать с 20 миллионами потенци­альных заказчиков.

На перекрестке технологии и творческих поисков на­ходится виртуальная реальность.

         Очки с выпученными оку­лярами, шлемы, специальные перчатки и странные интер­фейсы создают особое ощущение реальности придуманного виртуального мира. Сделайте шаг вперед, и изображение также приблизится к вам, поверните голову, и изображение также повернется, протяните руку и попытайтесь взять ка­кой-нибудь предмет, и увидите вашу движущуюся руку. Предмет может взорваться с оглушительным звуком в 90 децибел, как только вы возьмете его. Или предмет вы­скользнет из ваших рук, упадет на пол и быстро исчезнет в мышиной норе.

Возможности мультимедийных технологий позволяют сегодня реставрировать, окрасить (сделать цветным) хрони­кальный материал, снятый сто лет назад на 35 мм черно-белую пленку.

Это может быть «Прибытие поезда» братьев Люмьер.

        Представим.

Мы можем видеть хроникальный матери­ал в цветном, трехмерном изображении, с запахами и в сопровождении Dolby Stereo.

Проект «Энграмма» предполагает:

  •  разработку плана создания базы данных для банка аудиовизуальной информации на долгохранимых носите­лях. Для этого необходимо систематизировать и привести к «общему знаменателю» (оцифровать) кино и видео хронику, перевести ее на долгохранимые носители информации;
  •  разработку методик и технологий производства ау­диовизуальной  периодики  с  точки  зрения  теории  кино, фильмологии, семиотики, теории информации, социологии, психологии восприятия;
  •  создание архива цветной кинохроники.

Если сегодня не предпринять конкретных мер по сис­тематизации, переводу на долгохранимые носители а/в ин­формации, то уже в обозримом будущем будет безвозвратно утерян пласт истории.

Мы сможем  в будущем наблюдать «Прибытие поезда», снятое уже более 100 лет тому.

Но  дети не увидят нашего времени,  а значит им будет трудно понимать нас и наше время .

                                                                                                        Минск 2001г.

 

 
Просмотры: 105
 

Комментарии: