Говорят, сначала ничего не было. Совсем. Абсолютная темнота.
Все сжалось до критического состояния.
Произошел большой взрыв.
Начался разлет Вселенной.
В галактике «Млечный путь», солнечной системе — планета Земля. Говорят, на Земле в самом начале ничего не было.
Абсолютно.
Время спустя каким-то образом появились белки-каоцерваты, говорят, в результате сверкания молний между небом и океаном, который походил на бульон. Волнами, вместе с пеной морской, их выбросило на берег. А может они вышли сами, оставляя на песке следы...
...Возможно мы уже на пороге V информационной революции, а может мы не заметили как IV уже закончилась. Скорее всего, мы являемся свидетелями (современниками) не только наступления следующего столетия и тысячелетия, но и начала V информационной революции.
Почему сохраняются знания? Как они припоминаются?
Аристотель, живший 23 столетия назад, одним из первых попытался дать ответ на эти вопросы. Он рассуждал приблизительно так: всевозможные впечатления, испытываемые нами, оставляют в нас отпечатки, подобно тому, как перстень, приложенный к воску, оставляет на нем след. Аристотель не указывал точно, каким образом эти отпечатки создаются и сохраняются, а также где они находятся. Иногда отмечалось что местом их пребыванием является душа. Аристотель утверждал, что какие-то отпечатки должны быть, иначе мы бы ничего не вспомнили.
Представление об отпечатках довольно прочно вошло в науку, хотя теперь, разумеется, им дается совершенно иное толкование. Современной наукой они рассматриваются как изменения, происходящие в нервной системе и головном мозге.
Ученые называют эти отпечатки по-разному: диспозиции, последействия, следы, энграммы...
...Появление технических средств, позволяющих фиксировать окружающую действительность, их дальнейшая модернизация, практически совпали с временем протекания IV информационной революции. Как только появилась возможность делать, а затем воспроизводить на экране 24 дагеротипа в секунду (первая съемка производилась с меньшей скоростью), появился первый кинодокумент.
Документальную съемку на кинопленку театральных действий можно отнести к первым шагам игрового кино, но эффект эмоционального воздействия изображения и реакция зрителей на хроникальный материал «Прибытие поезда...» братьев Люмьер еще долго не был превзойден.
Документальные кадры на экране воспринимались как реальность (в те времена не было выражения «виртуальная реальность»).
За сто лет существования кинематографа появились разные виды, разные жанры, разные формы кино.
В кино появился Кинематограф, который стал видом искусства.
Начались споры, — является киножурналистика и документальное кино искусством или нет.
Не обращая внимания на споры, кинематографисты продолжали с любовью фиксировать окружающий мир на кинопленку. Появление электронных аналоговых, а затем цифровых технологий, доступность технических средств для широких масс, сделали аудиовизуальную информацию неисчерпаемым ресурсом.
Можно долго спорить о том, представляет кинохроника (хроникальная аудиовизуальная информация) эстетическую ценность или не представляет, но все споры становятся беспочвенными, как только мы вспомним творчество Д.Вертова, Э.Шуб, М.Ромма («Падение династии Романовых», «И все-таки я верю...», «Обыкновенный фашизм»)...
Вероятно, Ф.Пеккори не был знаком с шедеврами кинематографа, созданными из шедевров кинохроники, возможно, он был обижен на неореалистов, которые «позволили себе стирать грязное белье на глазах у всей Европы».
«...Отражательная способность экрана ведет к простому репродуцированию реальности, а созданные по этому принципу фильмы прямолинейны и не представляют интереса. Способность киноэкрана воссоздавать реальность это «миф» невысокого качества».
Вернемся к первым игровым фильмам, т.е. зафиксированным на кинопленку кусочкам из спектаклей. «...Вся жизнь спектакль, мы в ней актеры...», - непонятно, почему со вкусом снятые документальные кадры не могут представлять эстетическую ценность?
Можно говорить только о появлении новых видов экранного искусства.
В 1980 году А.В.Красинский в своей книге «Кинодокумент и образ времени» обращал внимание на дебаты по поводу: «...как быть с кинопериодикой? Что делать с киножурналами, которые несут зрителю устаревшую информацию?».
В самом деле, в 1980 году «...бурное развитие средств массовой информации, в том числе телевидения, существенно потеснило кинохронику.
Пальма первенства в оперативности отображения фактов и событий перешла к телевидению».
Безусловно, в оперативности, но не в эстетическом качестве и продолжительности и форме сохранения материала.
Информация на видеопленке не подлежит длительному хранению, просмотрите видеоизображение пять лет спустя.
... «Однажды осенним утром несколько человек увидели росу на паутине:
- Вот вам идеальные капли, как при падении или в состоянии невесомости, жидкость стремится максимально сократить свою поверхность.
- Какой удивительный материал, при поперечном сечении 7/1000 мм паутина способна растягиваться на 12 %, прочнее стали.
- По греческому мифу, — это работа Арахны, дочери красильщика Идмона, которую Афина (Паллада) преврати ла в паука.
- Ах, вот почему в зоологии пауков называют арахнеидами.
- Слеза Арахны».
Документалист ничего не сказал, он сделал кадр.
Годы спустя внуки просматривая сохранившиеся кадры также говорили о паутине, о росе, каждый излагал свою точку зрения, неизменным осталось изображение-документ, сделанное десятки лет назад.
Кино родилось как отражение «видимости» мира, как непосредственная фиксация протекающей перед взглядом человека жизни.
Со времени первой фиксации до сегодняшних дней прошло больше ста лет.
За это время многое изменилось, появились новые направления, новые виды, — кинематограф признан как вид искусства.
Появились новые технологии фиксирования и обработки аудиовизуальной информации, но, к сожалению, носители, на которых хранится и записывается информация, не подлежат долгосрочному хранению, это значит, что мы сможем смотреть «Прибытие поезда», но не увидим через 5-10 лет то, что происходило сегодня.
Сегодняшний день останется в нашей памяти, но только в том случае, если энграмма будет устойчива.
На первый взгляд теория информации далека от теории искусствоведения, кажется между ними нет ничего общего. Появление теории информации связывают с именем Клода Шеннона и Юрия Холмогорова, не удивительно, что математики начали рассматривать информатику с научной точки зрения, но первыми к информации подошли с научных позиций советские журналисты еще в 50-х годах.
Со времени появления первого киноаппарата минуло 100 лет...
...Мультимедиа — это любая комбинация текста, графических изображений, звука, анимации и видео, которые предоставляются вам с помощью компьютера или другой электронной техники. Сегодня уже возможно воспроизведение запахов. Это неограниченные возможности, необыкновенные впечатления.
В 1993 г. потенциальная аудитория мультимедиа составляла один миллион человек, которые имели персональные компьютеры, оборудованные дисководами для CD ROM дисков. Когда, через два года, фирма Macromedia представила свой програм- мный продукт Shockwave for Director, то разработчики продуктов мультимедиа уже имели возможность контактировать с 20 миллионами потенциальных заказчиков.
На перекрестке технологии и творческих поисков находится виртуальная реальность.
Очки с выпученными окулярами, шлемы, специальные перчатки и странные интерфейсы создают особое ощущение реальности придуманного виртуального мира. Сделайте шаг вперед, и изображение также приблизится к вам, поверните голову, и изображение также повернется, протяните руку и попытайтесь взять какой-нибудь предмет, и увидите вашу движущуюся руку. Предмет может взорваться с оглушительным звуком в 90 децибел, как только вы возьмете его. Или предмет выскользнет из ваших рук, упадет на пол и быстро исчезнет в мышиной норе.
Возможности мультимедийных технологий позволяют сегодня реставрировать, окрасить (сделать цветным) хроникальный материал, снятый сто лет назад на 35 мм черно-белую пленку.
Это может быть «Прибытие поезда» братьев Люмьер.
Представим.
Мы можем видеть хроникальный материал в цветном, трехмерном изображении, с запахами и в сопровождении Dolby Stereo.
Проект «Энграмма» предполагает:
- разработку плана создания базы данных для банка аудиовизуальной информации на долгохранимых носителях. Для этого необходимо систематизировать и привести к «общему знаменателю» (оцифровать) кино и видео хронику, перевести ее на долгохранимые носители информации;
- разработку методик и технологий производства аудиовизуальной периодики с точки зрения теории кино, фильмологии, семиотики, теории информации, социологии, психологии восприятия;
- создание архива цветной кинохроники.
Если сегодня не предпринять конкретных мер по систематизации, переводу на долгохранимые носители а/в информации, то уже в обозримом будущем будет безвозвратно утерян пласт истории.
Мы сможем в будущем наблюдать «Прибытие поезда», снятое уже более 100 лет тому.
Но дети не увидят нашего времени, а значит им будет трудно понимать нас и наше время .
Минск 2001г.
Комментарии: