Вызывает озабоченность существующее на сегодняшний день отношение к фотографии. Нет, не к той фотографии, на которую любо-дорого посмотреть, листая старый альбом с фотографиями ушедших от нас, но по-прежнему дорогих нам людей и связанных с ними событий. Такие фотографии можно подолгу рассматривать, находя в них подчас что-то новое, интересное для себя. Вспоминается, как на обороте одной из них была надпись: "Лучше вспомнить и посмотреть, чем посмотреть и вспомнить". Сегодня наблюдается интерес к фотографиям ушедшего времени, отпечатанным еще с фотопластинок, а позднее - с листовой и роликовой фотопленки, особенно если они были отпечатаны самим автором - винтаж. Освоение техники фотосъемки, негативного и позитивного процессов было не только подспорьем, но и необходимым условием для тех фотографов, которые заботились о приемлемом качестве своих фотографий. Вопрос о качественной стороне фотографии в техническом, художественном отношении уже тогда решался в зависимости от преследуемой фотографом цели, назначения фотографии. Конечно, требования, предъявлявшиеся, например, к фотографии для семейного альбома и для публикации в глянцевом журнале или для тематической экспозиции, были различны. Тем не менее, все эти фотографии объединял всегда стоявший за ними труд, затраченный фотографом. Развитие электроники, цифровых технологий позволило расширить возможности фотографии, существенно упростить процесс фотосъемки. Особенно выиграли те жанры фотографии, где существовал наибольший дефицит времени для съемки, в первую очередь, документальный и репортажный. Здесь цифровая камера незаменима. Но, если речь идет о фотосъемке лирического пейзажа или натюрморта, когда в неспешной обстановке достаточно времени, чтобы выстроить удачную композицию, оптимально скадрировать выбранный сюжет, то не раз вспомнишь о старой доброй пленочной камере и о пластичном, объемном рисунке, присущем пленочной фотографии. Сегодня любительская фотосъемка все чаще использует в качестве фотокамер гаджеты для мобильной связи, которые, особенно последние модели, позволяют при условии рационального выбора программы и умелой обработке получить картинку, которая может конкурировать со снятой серьезной камерой. Предельная простота в использовании, отсутствие особых временных и умственных затрат при съемке притягивает к смартфонам и планшетам все больше желающих запечатлеть излюбленную картинку. Пожалуй никогда процесс фотосъемки не был так доступен, ведь почти у каждого сегодня с собой смартфон, который всегда "готов к бою". Фотосъемка приняла ошеломляюще массовый характер. Фотографии быстро заполнили страницы соцсетей и фотосайтов, причем многие из них перекочевали в интернет прямо из семейных альбомов, дабы зритель мог порадоваться вместе с их автором его семейным счастьем. Только вот вместо того, чтобы порадоваться, попробовать посмотреть на фотографию глазами ее автора, понять его замысел, зритель начинает искать в ней недостатки. Более того, отдельные фотографии вызывают у него недоумение, зачем автор вообще отважился поместить такие снимки. Возникает вопрос, почему мы не находим или не хотим искать недостатки в фотографиях дней минувших, зато охотно и без труда находим их в нынешних? Ведь возможности техники, качество оптики раньше были не лучше сегодняшних, да и фотографы сегодня большей частью "не лыком шиты". А может фотография должна "отстояться" или, точнее, отлежаться, выдержать испытание временем и снова предстать перед зрителем?
фото автора "В предвечерних лучах"(пленка, средний формат)








Комментарии: