Масштабное полотно (169х204 см) было представлено публике в 1883 году. О том, как у художника возник замысел этой композиции, сохранились его собственные воспоминания. Вот, например, как говорил об этом моменте Суриков в беседе с другом Волошиным: «В восемьдесят первом поехал я жить в деревню — в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми. (Женился я в 1878 году. Мать жены была Свистунова — декабриста дочь. А отец — француз.) В избушке тесно было. И выйти нельзя — дожди. Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел?» И вспомнил! Меншиков!
Композиционным центром картины стал не светлейший князь, а его старшая дочь, Мария. Она была обручена с малолетним императором Петром II, но навсегда осталась только царской невестой. Вместе с отцом, матерью, братом и сестрой в 1728 году она была отправлена в ссылку. Супруга Меншикова не выдержала переезда и скончалась на руках у мужа в пути. Марии, блестящей красавице, предстояла жизнь в остроге, а затем - в деревянном срубе, который выстроил отец с помощью работников.
Суриков не сразу решил, кого "посадить за княжну Марию" на переднем плане картины. Но однажды вечером он увидел, как его жена, изможденная болезнью, кутается в теплый плед и всматривается куда-то невидящим взглядом. Акварельный этюд, который в тот момент сделал Суриков, сразу и навсегда решил образ Марии на картине. Большого портретного сходства между Марией Меншиковой и Елизаветой Суриковой нет. Но образ царской невесты, жизнь которой безнадежно рухнула, художник хотел изобразить с "печатью смерти на лице". Увы, увидел ту самую печать он на лице любимой жены.
Таня, а ты помнишь, когда мы ещё в школе учились, в книжных магазинах продавались открытки- репродукции с классических картин! Вот тогда я и купила такую открытку. Как мне было жалко эту милую девочку...
Композиционным центром картины стал не светлейший князь, а его старшая дочь, Мария. Она была обручена с малолетним императором Петром II, но навсегда осталась только царской невестой. Вместе с отцом, матерью, братом и сестрой в 1728 году она была отправлена в ссылку. Супруга Меншикова не выдержала переезда и скончалась на руках у мужа в пути. Марии, блестящей красавице, предстояла жизнь в остроге, а затем - в деревянном срубе, который выстроил отец с помощью работников.
Суриков не сразу решил, кого "посадить за княжну Марию" на переднем плане картины. Но однажды вечером он увидел, как его жена, изможденная болезнью, кутается в теплый плед и всматривается куда-то невидящим взглядом. Акварельный этюд, который в тот момент сделал Суриков, сразу и навсегда решил образ Марии на картине. Большого портретного сходства между Марией Меншиковой и Елизаветой Суриковой нет. Но образ царской невесты, жизнь которой безнадежно рухнула, художник хотел изобразить с "печатью смерти на лице". Увы, увидел ту самую печать он на лице любимой жены.