«Если тебя нарисовал Я, значит, это — ты!»
Среди работ Анатолия Зверева есть портрет супруги выдающегося
российского виолончелиста — Зои Берлинской.
В своих воспоминаниях она описала, процесс создания этой работы:
...«Солнечным летним утром 1967 года раздался звонок в дверь и наше
взволнованное семейство — мой муж Валентин Берлинский и я бросились
в коридор. Валя открыл дверь, и в дом вошел Анатолий Зверев в сопровождении нашего друга Теда.
Анатолий был тих и скромен, аккуратно одет, серьезен.
Тед несколько торжественен — ведь он знал, что привел к нам
гениального художника и предвкушал чудо портретирования-представления.
...Анатолий расположился на полу, полулежа.
Писал сосредоточено — сначала Милку, потом меня. Шутил, но немного,
подмигивал заговорщически.
Тед заходил ему за спину, внимательно следил на работой и явно
гордился Зверевым.
Время близилось к обеду, а на полу лежали, по-моему, пять готовых портретов.
Тед был в восторге, Зверев хитро улыбался, косясь в сторону кухни,
где мной заранее был накрыт стол.
А мы пребывали в растерянности. Валя выбрал один Милочкин портрет,
один мой. Живописно они были безусловно интересны...
Но... Моя семилетняя ангелоподобная дочь была изображена вполне
взрослой девушкой, притом капризной и властной.
Я же была уверена, что в жизни я миловидней и легкомысленней,
чем женщина, изображенная на портрете.
Тед расстроился, что мы купили только два портрета, нахмурился
и сказал: "Потом пожалеете. Но поздно будет."
А Зверев совсем не огорчился. Он обрадовался полученному гонорару
и радостно откликнулся на предложение отобедать.
...Лет через десять Милка стала копией своего детского портрета.
Мой портрет, сперва вызвавший у меня лишь недоумение, нравится мне
с каждым годом все больше, я смотрю на него и радуюсь — вот какая я была!
И, конечно, я сейчас очень жалею, что мы, дураки, не купили все пять портретов».
Прелестно! Нет мазков, есть штрихи. Внешняя воздушность и лёгкость соответствует лёгкости написания. Пять портретов с утра до обеда это очень производительно.
Среди работ Анатолия Зверева есть портрет супруги выдающегося
российского виолончелиста — Зои Берлинской.
В своих воспоминаниях она описала, процесс создания этой работы:
...«Солнечным летним утром 1967 года раздался звонок в дверь и наше
взволнованное семейство — мой муж Валентин Берлинский и я бросились
в коридор. Валя открыл дверь, и в дом вошел Анатолий Зверев в сопровождении нашего друга Теда.
Анатолий был тих и скромен, аккуратно одет, серьезен.
Тед несколько торжественен — ведь он знал, что привел к нам
гениального художника и предвкушал чудо портретирования-представления.
...Анатолий расположился на полу, полулежа.
Писал сосредоточено — сначала Милку, потом меня. Шутил, но немного,
подмигивал заговорщически.
Тед заходил ему за спину, внимательно следил на работой и явно
гордился Зверевым.
Время близилось к обеду, а на полу лежали, по-моему, пять готовых портретов.
Тед был в восторге, Зверев хитро улыбался, косясь в сторону кухни,
где мной заранее был накрыт стол.
А мы пребывали в растерянности. Валя выбрал один Милочкин портрет,
один мой. Живописно они были безусловно интересны...
Но... Моя семилетняя ангелоподобная дочь была изображена вполне
взрослой девушкой, притом капризной и властной.
Я же была уверена, что в жизни я миловидней и легкомысленней,
чем женщина, изображенная на портрете.
Тед расстроился, что мы купили только два портрета, нахмурился
и сказал: "Потом пожалеете. Но поздно будет."
А Зверев совсем не огорчился. Он обрадовался полученному гонорару
и радостно откликнулся на предложение отобедать.
...Лет через десять Милка стала копией своего детского портрета.
Мой портрет, сперва вызвавший у меня лишь недоумение, нравится мне
с каждым годом все больше, я смотрю на него и радуюсь — вот какая я была!
И, конечно, я сейчас очень жалею, что мы, дураки, не купили все пять портретов».