Теги: Торжок,
Борисоглебский собор
Борисоглебский собор - Борисоглебский монастырь
Другие фотографии на ФотоКто: ← Конец сезона | Липовая аллея →
Просмотры: 401
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 600D
Диафрагма:
f/5,6
Выдержка:
1/200s
ISO:
400
Ф.расстояние:
18mm
Программа:
Zoner Photo Studio 17
Дата съёмки:
16.09.2022 - 09:11:19
Новая соборная Борисоглебская церковь была заложена во время высочайшего проезда Императрицы Екатерины II из Москвы в Санкт-Петербург через Торжок. Первый камень в основание сего храма положен был собственными ее Императорского Величества руками 9 июня 1785 года. На сей случай были сделаны медные посеребренные молоточек и лопатка, которые затем хранились в соборе.
На сооружение собора по повелению императрицы с 1785 по 1798 годы было ассигновано 22750 рублей ассигнациями. Всего же на построение соборного храма, с церковными и пожертвованными суммами и с вышеозначенною, употреблено было до 50 тысяч рублей ассигнациями. Построение всего собора, сооружение иконостаса и писание образов производилось под смотрением сведущего в архитектуре действительного статского советника и кавалера Николая Александровича Львова и новоторжского архитектора Франца Ивановича Буци, а суммами распоряжалась новоторжская градская дума совместно с архимандритом монастыря. Все местные большие и малые иконы живописного искусства, на картонах, числом 37, писаны были в 1795 году на казенный счет с высочайшего разрешения известным художником Российской Императорской Академии поручиком Боровиковским за 1600 рублей ассигнациями.
11 июня 1796 года новая соборная церковь была освящена: главный престол во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, правая придельная во имя преподобного Ефрема, а левая придельная во имя великомученицы Екатерины. К освящению их императрицею Екатериною II, как соорудительницею собора, пожертвованы были из золотой жаркой парчи с золотыми позументами: три одежды на все престолы и одежда на главный жертвенник, покров на святые мощи преподобного Ефрема и ризы.
В 1839-1840 годах в соборе были проведены ремонтные работы: чугунный пол в связи с сыростью разобрали, заменив его деревянным сосновым на каменных сводах. Стены и колонны в главном храме были оштукатурены под мрамор. По предписанию архиепископа Тверского и Кашинского Григория соорудили новый, более грандиозный иконостас столярной работы резной с позолотой.
Самый большой иконостас был сооружен при главном престоле в 1840 году и освящен в 1841 году при архимандрите Сергии III. Он был столярной работы, резной, около колонн, образов и вокруг клейм внизу и вверху весь сплошь вызолочен червонным золотом и состоял из трех отдельных частей: средняя в два яруса, с большими царскими вратами между двумя колоннами коринфского ордера и с сиянием над ними. Этот иконостас заменил прежний, созданный в 1789 году по проекту Н.А. Львова, но все образа, написанные художником Боровиковским в 1795 году, остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса.
В храме было три престола в одной связи. Главный, с верхнею кипарисною доскою, во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба, придельный по правую сторону во имя преподобного Ефрема, по левую сторону придельный с 1796 года до 1841 года - во имя св. великомученицы Екатерины, а с 1841 года переименован во имя преподобного Аркадия, ученика преподобного Ефрема.
До настоящего времени из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, "Притча о мудрых и неразумных девах", находится в Тверской картинной галерее.
Жаль, что из убранства церкви ничего не сохранилось.