авторское право - ликбез для Карасёва и остальных любителей коллажа
авторское право - ликбез для Карасёва и остальных любителей коллажа - взято https://russiancollage.ru/copyright/
Другие фотографии на ФотоКто: ← Корсунская часовня | Captain Flint & fortune →
Есть три исключения, когда такое согласие не нужно:
Изображение используется в государственных или иных общественных интересах. Сюда входят фотографии публичной личности, выступающей на собраниях, конференциях и общественных мероприятиях. В этом случае фотография делается для иллюстрации мероприятия, а не человека.
Фотография была получена в местах, открытых для свободного посещения или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такая фотография является основным объектом использования. Иными словами, когда целью фотографии является архитектура, большое скопление людей (болельщиков на чемпионате по футболу) и т.п.
Если гражданин позировал за плату. Но только в том случае, если модель позировала для вас, для создания необходимых вам фотографий. В случае, если вы хотите взять фото из журнала, вам нужно спрашивать разрешение на использование у журнала, а не у модели (так как модель позировала для журнала). При отправлении запроса на использование фотографий из журнала необходимо также указать, что фотография будет использоваться для создания коллажа, в неё будут вноситься изменения. Поворотным моментом также будет являться то, будете ли вы продавать итоговый коллаж или не будете. Если вы хотите его продавать, то журнал вправе потребовать плату за использование фотографии.
В случае, если вы использовали фотографию человека без его согласия, и ваш случай не подпадает под эти три исключения, то гражданин вправе потребовать изъятия у вас всех ваших коллажей с использованием его изображения и удаления ваших коллажей из интернета, если вы их там разместили.
Да, но с многочисленными оговорками.
Во-первых, вернёмся к праву на неизменность произведения. Менять произведение (то есть добавлять, отрезать, перемещать элементы) можно только по согласию автора или правообладателя (это могут быть разные лица).
Во-вторых, важно понимать, что, покупая материальный носитель изображения (журнал или книгу), вы не получаете прав на само изображение. «Интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальные носители», – говорится в Гражданском кодексе.
Единственное исключение из этого правила – картины и скульптуры. Вы купили оригинал произведения – значит вы автоматически приобрели все исключительные права на него. Но не авторские – всё равно вы везде и всегда будете указывать автора.
Если провести параллель с коллажным искусством, то вы можете, например, приобрести оригинал фотографии (негатив). Но это спорный момент – большинство российских судов будут считать, что даже с покупкой оригинала произведения вы не получили на него исключительные права. Это происходит из-за того, что установить материальный источник цифровой фотографии не представляется возможным (другое дело, если была бы плёнка, и вы, приобретя оригинал, исключили бы возможность для других воспроизводить это изображение).
Для отчуждения всех исключительных прав на цифровую фотографию необходимо прописать это в договоре, чтобы в случае судебных разбирательств обезопасить себя.
Вообще запомните одно простое правило, которое очень сильно упростит вам жизнь: ЧИТАЙТЕ! Читайте договоры, условия акции, условия лицензии и т.д. Если вы покупаете картину, то в договоре нужно чётко прописать: «Передаются ВСЕ исключительные права, в том числе, но не ограничиваясь, право на публикацию, продажу, перепродажу, демонстрацию, изменение и т.д. Можно не перечислять всё, главное, чтобы прозвучало «все исключительные права».
Если же вы наняли фотографа для создания фотоматериалов, которые впоследствии будете использовать в коллажах, то вы заключаете с ним договор подряда. Все созданные им фотографии будут автоматически принадлежать вам. Но на всякий случай всё же стоит указать в этом договоре подряда, что все исключительные права на фотографии, созданные в результате работ по договору, передаются вам.