error
Регистрация

Воскресенский собор

 
 
Воскресенский собор - Andrey Lomakin
Воскресенский собор - Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Теги:  Истра, Подмосковье,
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Костёл святого Индржиха :: Andrey Lomakin
Храм Спиридона Тримифунтского :: Andrey Lomakin
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах :: Andrey Lomakin
Петропавловская церковь у Яузских ворот :: Andrey Lomakin
Преображенская церковь в селе Остров :: Andrey Lomakin
улица Пушкина :: Andrey Lomakin
Новодевичий монастырь :: Andrey Lomakin
Валдайский Иверский монастырь :: Andrey Lomakin
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  ***   |   daisies  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Andrey Lomakin
Andrey Lomakin
По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666 — 1667 годов, осудившего патриарха.
Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма — четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий. Своды трансепта, ориентированного с севера на юг — вспарушённые крестовые. С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора — огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами. Она повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а диаметр основания — 23 м. Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три — заалтарных приделов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Последние два наименования наиболее удачно передают характер рисунка, напоминающего цветок граната — символ мученической смерти или глаз на пере павлина — символ Воскресения Христова. Фриз шёл по всему периметру второго яруса, предположительно, украшал он и третий ярус. Сейчас «павлинье око» можно видеть на апсиде главного алтаря собора (снаружи и внутри). Выполненными по тем же формам изразцами позднее были декорированы Храм Григория Новокесарийского на Большой Полянке (1668 — середина 1670-х), надвратная церковь Андреевского монастыря (1675) и Храм Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683). По мнению исследователей, для ещё одного фриза «павлинье око» в Иосифо-Волоколамском монастыре были вырезаны новые формы.
Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный профиль, тщательно проработанный рельеф и отличаются большими размерами. В своём роде это уникальная архитектурная керамика, более не имеющая себе подобной в русском зодчестве.
К концу XVII века в соборе насчитывалось 14 приделов. В XVIII—XIX веках были устроены ещё 15 приделов. Придел Марии Магдалины в 1802 году по заказу императора Павла I и его жены оформлял Матвей Казаков.
02.05.2021 - 19:24:57
 
Ольга
Ольга
Отлично!
02.05.2021 - 19:26:40
 
Анатолий Колосов
Анатолий Колосов
С праздником вас !
Со светлым Христовым Воскресением !
02.05.2021 - 19:39:10
 
Tatiana Kolnogorov
Tatiana Kolnogorov
очень очень ДА
02.05.2021 - 21:20:45
 
Надежда
Надежда
Отлично!
02.05.2021 - 21:38:22
 
Сергей Б.
Сергей Б.
С праздником Вас!
02.05.2021 - 22:42:36
 
Ольга
Ольга
Прекрасно! С Праздником Вас!
02.05.2021 - 23:39:14
 
владимир тимошенко
владимир тимошенко
Хорошо получилось!
03.05.2021 - 04:02:45
 
Анатолий Восточный
Анатолий Восточный
Прекрасно...
03.05.2021 - 05:19:30
 
Виктор Осипчук
Виктор Осипчук
Классно!
03.05.2021 - 10:45:55
 
Людмила Торварт
Великолепно!
03.05.2021 - 19:51:14
 
Просмотры: 720
EXIF:
Изготовитель:
SONY
 
Камера:
DSC-HX9V
 
Диафрагма:
f/8
 
Выдержка:
1/400s
 
ISO:
100
 
Ф.расстояние:
4,28mm
 
Программа:
Zoner Photo Studio 17
 
Дата съёмки:
17.05.2017 - 13:22:23
 
Понравилось:
Александр Касаткин
Ninell Nikitina
Татьяна Иванова
Raduzka (Надежда Веркина)
Юрий Поляков
Андрей Заломленков
Владимир Соколов (svladmir)
Александр Прокудин
Тамара Бедай
Witalij Loewin
Aleksey Afonin
Ольга Довженко
Юрий Шувалов
Виктор Осипчук
Олег Манаенков
Елена Kазак (selena1965)
Константин Анисимов
Alexandеr P
Николай Кондаков
Татьяна Лютаева
 
Добавили в избранное:
Юрий Поляков
Андрей Заломленков
Николай Кондаков
Надежда
Юрий Воронов
Юрий ЛМ
Анатолий Колосов
 
Сообщить о нарушении