Теги: Звенигород,
Собор Рождества Богородицы
Собор Рождества Богородицы - Саввино-Сторожевский монастырь.
Другие фотографии на ФотоКто: ← Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на фоне заката. | Скамейка →
Просмотры: 928
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 600D
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/160s
ISO:
100
Ф.расстояние:
18mm
Программа:
Zoner Photo Studio 17
Дата съёмки:
27.01.2021 - 11:50:18
Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.
Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.
В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь преподобного Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.
Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV–XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.
После Смуты собор был поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г.
На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г.
К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен.
22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение.
В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.
Хорошо когда с пояснением!