Личный полугусеничный «Роллс-Ройс» В. И. Ленина, один из ценнейших «Роллс-Ройсов» мира.
Личный полугусеничный «Роллс-Ройс» В. И. Ленина, один из ценнейших «Роллс-Ройсов» мира. - Единственный в мире автомобилем «Rolls-Royce» на полугусеничном ходу, которым пользовался вождь мирового пролетариата.
Автомобиль был приобретен для главы государства В.И. Ленина в Англии осенью 1922 г. по заказу компании АРКОС (All Russian Cooperative Society Limited).
В условиях дипломатической изоляции советской республики именно эта компания выступала представителем советских внешнеторговых организаций и осуществляла экспортные и импортные операции.
По прибытии в Петроград автомобиль доставили на Путиловский завод, где он был переоборудован в автосани: задние колеса заменили на гусеницы, а передние – поставили на лыжи. Этой машиной В.И. Ленин пользовался в последние годы своей жизни, совершая зимние поездки из Москвы в Горки и по окрестностям Подмосковья. Последнюю «услугу» своему уже бывшему владельцу «Роллс-Ройс» оказал после его смерти. В ночь с 21 на 22 января 1924 г. после вскрытия тела личный шофер Ленина Степан Гиль на автосанях доставил мозг вождя из Горок в Москву в Институт мозга, а на обратном пути – цинковый гроб.
Первые автомобили в жизни В.И. Ленина появились в 1917 г., когда после Октябрьской революции он становится главой государства. Машины в его распоряжение подавались из гаража Совета Народных Комиссаров (Совнарком) – первого советского правительства.
История совнаркомовского гаража уходит в 1906 г., когда в Царском Селе под Санкт-Петербургом был открыт Собственный Его Императорского Величества гараж.
Это было самое большое автомобильное хозяйство России, насчитывающее более 60 машин как отечественных, так и лучших зарубежных фирм.
Практически у каждого автомобиля был свой водитель, которых готовили в открытой при гараже Императорской школе шоферов, куда отбирали наиболее квалифицированных специалистов.
Получая достаточно приличное жалование, они должны были не только отлично управлять транспортом, обладать навыками автомеханика, но и, в случае чрезвычайной ситуации, выполнять роль телохранителя монарших пассажиров.
После отречения Николая II Императорский гараж перешел в распоряжение Временного правительства, перегнавшего в одну ночь автомобили из Царского Села в Петроград, а впоследствии его «унаследовал» вместе со штатом водителей и механиков Совнарком.
Для обслуживания В.И. Ленина выделили самых опытных, надежных и проверенных шоферов: С. Гиля, В. Рябова, П. Космачева, Л. Горохова, Т. Гороховика, П. Николаева и А. Демина.
За весь «петроградский период» Ленина возили семь водителей, некоторые из них не один год проработали в Императорском гараже.
Основным водителем председателя Совнаркома на протяжении шести лет был Степан Казимирович Гиль.
Следует отметить, «что подбор водителей и проверка их лояльности по отношению к советской власти, проводилась сотрудниками так называемой «семьдесят пятой» комнаты в Смольном, во главе аппарата которой стоял Управляющий делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич. Тогда, в октябре – начале декабря 1917 г., именно «семьдесят пятая» комната выполняла функции, которые с начала декабря 1917 г. начали переходить к ВЧК»1.
Первым автомобилем Ленина была французская «Turkat-Mery» («Тюрка-Мери») выпуска 1916 г., с кузовом «ландо-лимузин» и рабочим объемом двигателя в 4710 куб. см. Именно эту машину 9 ноября (27 октября) 1917 г. в 10 часов утра впервые подали новому главе государства к подъезду Смольного.