Церковь Михаила Архангела. - Усадьба Архангельское.
Церковь Михаила Архангела и папмятник Татьяне Николаевне Юсуповой.22года. (копия скульптуры и надгробия резца Марка Антокольского.).
"Итак она звалась Татьяна." Княжна Татьяна Юсупова. Воспаривший ангел.
Она родилась и выросла в знаменитой семье Юсуповых – богачей, благотворителей, меценатов, транжир, мотов, красавцев, покорителей женщин, убийц, странников, потомков древних иранских царей с какой то там зароострийской кровью, сохраняющей женщинам долгую красоту и молодость праматери Евы, а мужчинам дающую шарм и отвагу и безрассудность безмерную и притяжение к красоте, и преданность любви, часто единственной в жизни!...
Да, несомненно, двери всех светских гостиных были открыты перед Татьяной Николаевной и свежая, жизнерадостная, непосредственная, смелая и горячая в оценках и мнениях, она блистает на вечерах, увлекает молодых людей, спорит с ними обо всем на свете, в том числе, и о войне с турками, что может быть, было необычно для женщины тогда...
И лишь над могилой её в усадебном парке Архангельское взметнулся над массивной плитой парящий на крыльях ангел. Скульптура Михаила Антокольского, талантливейшего мастера, который сумел в камне передать танцующую походку ангела, прелестную девичью грацию и одухотворенное, пылкое желание: вверх, к красоте, облакам, простору.
Скульптор делал памятник по фотографиям княжны и рассказам о ней близких. И столько любви было в этих рассказах, столько нежности и печали, что ему, истинному художнику, в небольшой поначалу скульптуре, пробном эскизе в тридцать семь сантиметров высотою(это потом фигуру в полный рост вырубили из мрамора), удалось передать скрытую энергетику движения, характера. Смелого, цельного, отчаянного, прекрасного нрава княжны, гордой в наивности и преданности своей, и совершенно беззащитной в любви.
Именно её любовь, нежная, чистая, одухотворенная, цельная и возвышенная, и стала той дымкой легенды, которая окутала имя княжны Татьяны Юсуповой властно и навсегда. Придало ей законченность и завершенность.
Хотя нет. Для полного, настоящего завершения канвы беглого романа о своенравной княжне, которая вздумала так несчастливо влюбиться, нужно непременно рассказать трагическую историю её посмертия. Рассказать то самое, о чем почти невозможно говорить. В феврале 1918 года могила княжны Татьяны была вскрыта, разорена отрядом красноармейцев, останки сброшены в реку, надгробие и статуя ангела разбиты и исковерканы.
Но это уже для тех, кто любит реальность. И не совсем понимает, что любовь, истинная, как совершенство, как символ красоты Жизни, как след красоты, оборяет все, и даже смерть, и забвение, тлен и прах. И парит над нами всеми, как танцующий ангел, вечно храня и сохраняя. Разве не так? Разве бывает иначе?
Она родилась и выросла в знаменитой семье Юсуповых – богачей, благотворителей, меценатов, транжир, мотов, красавцев, покорителей женщин, убийц, странников, потомков древних иранских царей с какой то там зароострийской кровью, сохраняющей женщинам долгую красоту и молодость праматери Евы, а мужчинам дающую шарм и отвагу и безрассудность безмерную и притяжение к красоте, и преданность любви, часто единственной в жизни!...
Да, несомненно, двери всех светских гостиных были открыты перед Татьяной Николаевной и свежая, жизнерадостная, непосредственная, смелая и горячая в оценках и мнениях, она блистает на вечерах, увлекает молодых людей, спорит с ними обо всем на свете, в том числе, и о войне с турками, что может быть, было необычно для женщины тогда...
И лишь над могилой её в усадебном парке Архангельское взметнулся над массивной плитой парящий на крыльях ангел. Скульптура Михаила Антокольского, талантливейшего мастера, который сумел в камне передать танцующую походку ангела, прелестную девичью грацию и одухотворенное, пылкое желание: вверх, к красоте, облакам, простору.
Скульптор делал памятник по фотографиям княжны и рассказам о ней близких. И столько любви было в этих рассказах, столько нежности и печали, что ему, истинному художнику, в небольшой поначалу скульптуре, пробном эскизе в тридцать семь сантиметров высотою(это потом фигуру в полный рост вырубили из мрамора), удалось передать скрытую энергетику движения, характера. Смелого, цельного, отчаянного, прекрасного нрава княжны, гордой в наивности и преданности своей, и совершенно беззащитной в любви.
Именно её любовь, нежная, чистая, одухотворенная, цельная и возвышенная, и стала той дымкой легенды, которая окутала имя княжны Татьяны Юсуповой властно и навсегда. Придало ей законченность и завершенность.
Хотя нет. Для полного, настоящего завершения канвы беглого романа о своенравной княжне, которая вздумала так несчастливо влюбиться, нужно непременно рассказать трагическую историю её посмертия. Рассказать то самое, о чем почти невозможно говорить. В феврале 1918 года могила княжны Татьяны была вскрыта, разорена отрядом красноармейцев, останки сброшены в реку, надгробие и статуя ангела разбиты и исковерканы.
Но это уже для тех, кто любит реальность. И не совсем понимает, что любовь, истинная, как совершенство, как символ красоты Жизни, как след красоты, оборяет все, и даже смерть, и забвение, тлен и прах. И парит над нами всеми, как танцующий ангел, вечно храня и сохраняя. Разве не так? Разве бывает иначе?