Теги: Санкт-Петербург, Музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер., 9
Ленинградский блокадный трамвай
Ленинградский блокадный трамвай
Другие фотографии на ФотоКто: ← Шишки еловые | Осенний Форпост .. →
Просмотры: 478
EXIF:
Изготовитель:
samsung
Камера:
SM-A505FN
Диафрагма:
f/1,7
Выдержка:
1/20s
ISO:
393
Ф.расстояние:
3,93mm
Программа:
A505FNPUU5BTF5
Дата съёмки:
16.08.2020 - 17:01:49
Перед началом Великой Отечественной войны в Ленинграде было 42 трамвайных маршрута: еще в начале 1941 года в городе собирались проложить новые линии электротранспорта, однако эти планы пришлось отложить на долгих четыре года.
Глобальные перебои с электроэнергией в Ленинграде начались уже в ноябре 1941 года: трамваи двигались по улицам города вплоть до 8 декабря, после этого в течение еще примерно месяца отдельные вагоны еще ездили по улицам осажденного города, однако 3 января 1942 года весь транспорт замер на заснеженных улицах борющегося за жизнь Ленинграда.
В первый день нового 1942 года в Ленинграде было минус 25 градусов. Город жил и умирал от холода, люди жгли все, что можно было сжечь; от голода - ленинградцы ели все, что можно было съесть; и постоянных артобстрелов. В течение всего января температура воздуха варьировалась от 27 до 35 градусов мороза. В феврале столбик термометра не опускался ниже минус 20. На февраль-март 1942 года пришелся пик смертности в блокадном Ленинграде. Каждый день в осажденном городе умирали четыре тысячи пятьсот человек. Сто восемьдесят семь с половиной человек в час. С половиной...
В середине февраля 1942 года руководство осажденного города приняло решение во что бы то ни стало восстановить трамвайное движение. И уже в начале марта по центру Ленинграда прошел первый грузовой трамвай. Прежде всего, городу нужен был транспорт (автобусы все были заняты на фронте, автомобилей практически не осталось), который бы не позволил случиться в неубранном блокадном городе эпидемии. Впереди была весна: на смену лютым практически 40-градусным морозом должно было прийти тепло, а это означало, что город просто задохнется от нечистот. Чтобы открыть грузовое движение, сотрудникам Трамвайно-троллейбусного управления пришлось восстановить около 150 километров контактной сети.
Пассажирское движение возобновилось 15 апреля. Сначала открыли пять маршрутов, пролегающих по диагонали через весь город. Теперь ленинградцы могли добраться в любой район. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь.
Само собой, до самого снятия блокады Ленинграда, 27 января 1944 года, трамваи постоянно обстреливались: были жертвы среди вагоновожатых (это в основном были женщины) и пассажиров. Чтобы минимизировать потери, вагоны защищали при помощи светомаскировки, а также периодически переносили места трамвайных остановок, чтобы сбить противника с толку. Проезд, кстати, во время блокады был платный и составлял 15 копеек.
Когда 15 апреля 1942 года в осажденном Ленинграде возобновилось трамвайное движение, немцы были в шоке. Один из пленных фашистов не мог поверить, что в городе, который со всех сторон окружен, который уже шесть месяцев находится в блокаде, запускают трамвай.