Теги: Москва, Богословский переулок,
Церковь Иоанна Богослова на Бронной
Церковь Иоанна Богослова на Бронной
Другие фотографии на ФотоКто: ← Математический мост Исаака Ньютона в Кембридже | Кембридж - прогулка по реке Кэм →
Просмотры: 750
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
DSC-HX9V
Диафрагма:
f/3,3
Выдержка:
1/500s
ISO:
100
Ф.расстояние:
4,28mm
Программа:
Zoner Photo Studio 17
Дата съёмки:
24.06.2020 - 20:51:44
В 1615 году вступивший на царство Михаил Федорович передает в дар храму икону византийского письма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дарственной надписью, «От царя Михаила Федоровича», которая стала одной из главных его святынь.
Началом нового этапа в жизни храма стало строительство каменного здания церкви, когда на пожертвования прихожан «тщанием приходских людей» в 1652 году начались строительные работы, которые завершились освящением храма в 1665 году. Храм отличает гармоничность, изысканность и в тоже время стилистическая строгость в решении его объемно-пространственной композиции и декоративного оформления. Главное место в архитектурном пространстве храма занимает двусветный четверик, покрытый сомкнутым сводом, который поддерживает центральный световой барабан и четыре малых глухих барабана, расположенных по углам четверика. Завершают композицию шлемовидные главы. С востока и запада к четверику примыкают более низкие объемы трехапсидного алтаря и трапезной. Сверху четверик украшен поясом кокошников, элементы которых использованы также в украшении барабанов и обрамлении окон.
Через несколько лет после постройки каменного храма в 1668 году при храме Иоанна Богослова по инициативе прихожан при непосредственном участии Симеона Полоцкого была открыта первая в Москве частная православная школа. Финансирование школы осуществлялось из средств прихожан.
Знаменательным событием в жизни прихода и города после 1678 года стало строительство при храме одной из первых в Москве богаделен, в которой содержались «для поминовения царских родителей сто человек нищих».
Новой вехой в истории храма явилось сооружение с северной стороны храма каменного Никольского придела, который по окончании работ в 1694 году освятил патриарх Московский и всея Руси Адриан. Свято-Никольский придел, увенчанный одной луковичной главой на двухъярусном барабане, в своей архитектурной композиции сочетает верность заданному основным храмом стилю с новыми элементами московского барокко (например, разрывные фронтоны над окнами).
В 1740 году на месте старой обветшалой колокольни, поднимается новая двухъярусная колокольня, внесшая в архитектуру и декор храма элементы классицизма. На колокольне находилось 7 колоколов, один из которых был отлит известным мастером Иваном Маториным в 1692 году.
В 1837-38 годах в объеме Иоанна Богословской церкви был устроен второй придел – Митрофания Воронежского. В эти годы были произведены также ремонтные работы, по окончании которых в 1842 году освящение всего храма совершил свт. Филарет Московский. Слово свт. Филарета по освящению храма.
В 1870 году новый придел был упразднен, а престол Митрофана Воронежского был перенесен епископом Можайским Преосвященным Игнатием (Рождественским) викарием Московской епархии с середины храма в правую апсиду Иоанно-Богословского алтаря.
В 1876-1879 годах в храме были поставлен новый иконостас, выполненный в стиле барокко, стены храма были расписаны масляными красками, устроено духовое отопление и переложены полы, а также сделаны подоконники из «подольского мрамора». В конце XIX века вокруг храма была построена новая металлическая ограда, вход в храм украсился чугунным зонтом на литых столбиках.
К 1917 году храм располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле располагались четыре дома, в одном из которых, каменном четырехэтажном доходном доме, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть из них сдавалась в наем. За алтарями храма находилось приходское кладбище.
Внутреннее убранство храма отличалось целостностью и гармоничностью. Кроме главной святыни храма – иконы Иоанна Богослова, подаренной царем Михаилом Федоровичем Романовым, в храме находилась чудотворная Икона Божией Матери «Умиление». В главном иконостасе храма в местном ряду обращала на себя внимание Икона Божией Матери Смоленская письма середины XVII века. Позже в 1836 году на нее был одет хороший оклад, а также икона Иоанна Богослова работы царских иконописцев в окладе 1810-х годов.
Перемены, постигшие всю Россию после октябрьского переворота, не миновали и церковь св. ап. Иоанна Богослова. Храм лишился всех своих владений. В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, храм подвергся кощунственному разграблению.
В 1932 году в храм св. ап. Иоанна Богослова был назначен настоятелем иеромонах Киприан, духовный сын епископа Варнавы (Беляева). Прмч. Киприан (Константин Алексеевич Нелидов) родился 14 июля 1901 г. в дворянской семье. В 1925 году митрополит Сергий (Страгородский) постриг его в мантию и рукоположил в сан иеромонаха. В 1932 г. иеромонах Киприан был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова на Бронной и работал в канцелярии Священного Синода. В марте 1933 г. отец Киприан был арестован, приговорен к трем годам заключения и отправлен в лагерь на Алтае. Здесь ему пришлось много претерпеть; ровный, спокойный, никого не укоряя, он старался всем помочь и всё побеждал своей кротостью. Чрезмерные труды подорвали его здоровье, он тяжело заболел. О. Киприан скончался в лагерной больнице 16 июня 1934 года. Иеромонах Киприан прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских в 2002 году. День его памяти 16 июня.
Еще в 1914 году здание по соседству с храмом занял Камерный театр (позже переименованный в театр имени Пушкина). В 1932 Московский городской камерный театр внес предложение снести храм, однако архитектор Д.П. Сухов выступил против – и разрушили только купола и барабан. В ноябре 1933 года по требованию театра община храма была упразднена, а здание церкви было передано под «нужды» театра. За время «аренды» был уничтожен главный алтарь храма, снесены главы, разобраны барабаны основного храма, пробиты уродующие здание проемы, уничтожена роспись, снесена ограда, пристроен гараж к алтарю придела. Долгое время в храме было общежитие, а затем он был приспособлен под столярную и слесарную мастерские театра, в связи с чем в нем были установлены станки.
Попытки исследования и реставрация памятника архитектуры начались с 1956 года и продолжались до 1998 года. Череда известных архитекторов, сменяя друг друга в течение 34 лет, работали над проектом реставрации по восстановлению храма. Сначала Александр Вячеславович Ох, подготовивший материалы к проекту реставрации, далее дело продолжил его ученик Георгий Константинович Игнатьев, а в последующие годы после его смерти завершала работу архитектор мастерской 13 Моспроекта-2 Лидия Алексеевна Шитова, которая подвела итоги столь длительному периоду реставрации. С 1973 года начались реставрационные работы на колокольне, которые были быстро завершены. Далее наступил перерыв, но даже до 90-х годов никаких существенных изменений, кроме некоторых противоаварийных работ, произведено не было. Кроме этого, сами реставрационные работы часто приводили к разрушительным последствиям. Например, открытый в течение многих лет шурф, вырытый для исследования состояния фундамента, наполнялся водой, что приводило к значительным деформациям и трещинам в стенах и сводах.
В 1991 году после 36 лет безуспешных реставрационных работ храм был возвращен Русской Православной Церкви.
Доброго времени, Андрей !
Ваши работы-классные!Удачи,с Богом!