Теги: Рига, Латвия,
...
... - Рига, Латвия, 0785
Просмотры: 447
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 200D
Диафрагма:
f/4
Выдержка:
1/60s
ISO:
3200
Ф.расстояние:
18mm
Программа:
Windows Photo Editor 10.0.10011.16384
Дата съёмки:
15.09.2019 - 13:35:16
Рижский Домский собор (латыш. Rīgas Doms, нем. Dom zu Riga) — кафедральный собор города Риги, его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О. М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). В настоящее время — главное церковное здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Наравне с церковью Святого Петра и собором Святого Иакова, является высотной доминантой Старой Риги и образующим градостроительным элементом старого города (в частности, ключевым зданием Домской площади). С 1991 года в ведении ЛЕЛЦ
История
Собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбертом Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Первоначальное здание Домского собора являлось примером так называемого переходного стиля — от романского к «северной готике».
В 1524 году, в период Реформации, оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году была выстроена только одна по центру фасада. В 1595 году каменная башня была надстроена и получила деревянный шпиль, превзойдя по высоте находящуюся всего в 140 метрах башню церкви Святого Петра. Однако деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, поэтому в 1766 году он был разобран. Вместо него на несколько перестроенной башне возвели невысокий куполообразный шпиль в стиле барокко. Общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составила 96 метров. Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства в стиле барокко.
Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви — бывший главный вход. Кроме готики и барокко, в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле. Для снижения ущерба от наводнений Даугавы улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием, и в результате сегодня уровень пола в храме находится значительно ниже уровня улицы. В середине XX века с части Домской площади, вдоль северной стены и восточной алтарной части собора, был снят культурный слой до позднесредневекового горизонта на глубину около 2 метров ниже остальной территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.
Достопримечательности собора также включают в себя мемориальный камень небольших гильдий (XIX век), барочную резьбу (около 1641 года) и могилу первого епископа Ливонии Майнхарда фон Зегеберга.
Современность
Начиная с 1980-х годов собор находится в режиме реставрации. Полномасштабные работы по реставрации Домского собора и прилегающего к нему монастыря, финансируемые Европейским фондом регионального развития и Латвийской Евангелическо-лютеранской церковью, начались в 2011 году (руководитель проекта реставрации — Роланд Лусис). Реконструкция должна продлиться 10 лет, изначально в неё планировалось вложить 38 млн лат. В первые два года было запланировано восстановить крышу собора, его башню, фасады, витражи, а также часть внутренних помещений.
В ансамбле Рижского Домского собора расположен старейший музей Латвии — Музей истории Риги и мореходства. Он был основан в 1773 году на базе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля. Собрание музея насчитывает около 500 000 экспонатов, связанных с историей, культурой и бытом Риги, а также ценная коллекция по истории латвийского мореходства.
Орган
Главной достопримечательностью Домского собора является его орга́н, установленный в 1883—1884 годах. Произведения для органа Домского собора писали, в числе прочих, и такие известные композиторы, как Франц Лист и Макс Регер.
Дошедший до наших дней инструмент был изготовлен фирмой «E.F.Walcker & Co» из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века, который неоднократно перестраивался и расширялся. Изменения касались не только механики и труб, но и проспекта органа, его декора и цвета корпуса, поэтому в декоративной резьбе присутствуют детали стилей маньеризм, барокко и рококо.
Впечатляющий орган высотой в 25 метров включает в себя 6 768 труб (по другим сведениям — 6 718), металлических и деревянных, длиной от 13 мм до 10 м. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну для ног — педаль. На большом пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подаётся при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5 × 6 м. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире. Огромную художественную ценность представляет проспект — фасад органа, центральная часть которого сохранила декор от инструмента конца XVI века. Большая часть декоративной резьбы относится к 1599—1601 годам изготовления и выполнена мастером Якобом Раабом в стиле маньеризм или раннего барокко. Трубы проспекта сохранились от прежнего инструмента и давно не звучат. Новый инструмент Валькера был возведён за старинным корпусом и не соприкасается с ним. Большой орган Домского собора считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе. По своим габаритам, хотя и не по числу труб, он по-прежнему остаётся самым большим органом всего Балтийского региона и бывшего СССР.
В 1981—1984 годах голландская фирма «Flentrop Orgelbouw Zaandam» выполнила реставрацию органа.
Петушок Домского собора
Одним из главных символов Риги, наряду с органом Домского собора, является золотой петушок, стоящий на шпиле этого храма. В 2015 году петушок был снят с башни, отреставрирован и заново покрыт позолотой в 24 карата.
Изначально петушок был установлен на шпиль башни Домского собора в 1595 году. Долгое время он был двухцветным: один бок у него был позолоченный, другой – черный. Петушок служил флюгером: если поворачивался к Даугаве золотым боком, это означало, что суда могли войти в Ригу и торговать, а если черным – то погода не благоприятствовала и нужно было ждать перемен. Первый петушок простоял на башне собора около 400 лет и только в 1985 году был заменен на новый, который изготовили кузнецы Виктор Слабковский и Петр Король. Спустя 30 лет, в 2015 году Петр Король отреставрировал своё творение.
В шаре под ногами петушка по традиции находится капсула времени с посланием будущим поколениям.
Отражения в искусстве и культуре
Домский собор — один из символов Риги, и его изображение присутствует на большом количестве сувенирной продукции, открыток, картин и т. п.
Николай Рерих посвятил Домскому собору две картины — «Рига. Интерьер кафедрального собора» и «Собор» (1903).
Виктор Астафьев в своих «Тетрадях» посвятил целую главу Домскому собору, где описал свои впечатления от этого строения.