error
Регистрация

...

 
 
... - Olga
... - Рига, Латвия, 839
Теги:  Рига, Латвия,
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
... :: Olga
... :: Olga
... :: Olga
Бухенвальд :: Olga
... :: Olga
... :: Olga
... :: Olga
... :: Olga
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  .....   |   Сфотографируй меня!  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
Olga
Прочее
26.03.2020 - 19:12:41
 
Комментарии:
Olga
Olga
Домский собор (Рига)

Рижский Домский собор (латыш. Rīgas Doms, нем. Dom zu Riga) — кафедральный собор города Риги, его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О. М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). В настоящее время — главное церковное здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Наравне с церковью Святого Петра и собором Святого Иакова, является высотной доминантой Старой Риги и образующим градостроительным элементом старого города (в частности, ключевым зданием Домской площади). С 1991 года в ведении ЛЕЛЦ

История

Собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбертом Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Первоначальное здание Домского собора являлось примером так называемого переходного стиля — от романского к «северной готике».

В 1524 году, в период Реформации, оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году была выстроена только одна по центру фасада. В 1595 году каменная башня была надстроена и получила деревянный шпиль, превзойдя по высоте находящуюся всего в 140 метрах башню церкви Святого Петра. Однако деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, поэтому в 1766 году он был разобран. Вместо него на несколько перестроенной башне возвели невысокий куполообразный шпиль в стиле барокко. Общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составила 96 метров. Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства в стиле барокко.
Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви — бывший главный вход. Кроме готики и барокко, в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле. Для снижения ущерба от наводнений Даугавы улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием, и в результате сегодня уровень пола в храме находится значительно ниже уровня улицы. В середине XX века с части Домской площади, вдоль северной стены и восточной алтарной части собора, был снят культурный слой до позднесредневекового горизонта на глубину около 2 метров ниже остальной территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.
Достопримечательности собора также включают в себя мемориальный камень небольших гильдий (XIX век), барочную резьбу (около 1641 года) и могилу первого епископа Ливонии Майнхарда фон Зегеберга.

Современность

Начиная с 1980-х годов собор находится в режиме реставрации. Полномасштабные работы по реставрации Домского собора и прилегающего к нему монастыря, финансируемые Европейским фондом регионального развития и Латвийской Евангелическо-лютеранской церковью, начались в 2011 году (руководитель проекта реставрации — Роланд Лусис). Реконструкция должна продлиться 10 лет, изначально в неё планировалось вложить 38 млн лат. В первые два года было запланировано восстановить крышу собора, его башню, фасады, витражи, а также часть внутренних помещений.
В ансамбле Рижского Домского собора расположен старейший музей Латвии — Музей истории Риги и мореходства. Он был основан в 1773 году на базе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля. Собрание музея насчитывает около 500 000 экспонатов, связанных с историей, культурой и бытом Риги, а также ценная коллекция по истории латвийского мореходства.

Орган

Главной достопримечательностью Домского собора является его орга́н, установленный в 1883—1884 годах. Произведения для органа Домского собора писали, в числе прочих, и такие известные композиторы, как Франц Лист и Макс Регер.
Дошедший до наших дней инструмент был изготовлен фирмой «E.F.Walcker & Co» из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века, который неоднократно перестраивался и расширялся. Изменения касались не только механики и труб, но и проспекта органа, его декора и цвета корпуса, поэтому в декоративной резьбе присутствуют детали стилей маньеризм, барокко и рококо.
Впечатляющий орган высотой в 25 метров включает в себя 6 768 труб (по другим сведениям — 6 718), металлических и деревянных, длиной от 13 мм до 10 м. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну для ног — педаль. На большом пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подаётся при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5 × 6 м. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире. Огромную художественную ценность представляет проспект — фасад органа, центральная часть которого сохранила декор от инструмента конца XVI века. Большая часть декоративной резьбы относится к 1599—1601 годам изготовления и выполнена мастером Якобом Раабом в стиле маньеризм или раннего барокко. Трубы проспекта сохранились от прежнего инструмента и давно не звучат. Новый инструмент Валькера был возведён за старинным корпусом и не соприкасается с ним. Большой орган Домского собора считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе. По своим габаритам, хотя и не по числу труб, он по-прежнему остаётся самым большим органом всего Балтийского региона и бывшего СССР.
В 1981—1984 годах голландская фирма «Flentrop Orgelbouw Zaandam» выполнила реставрацию органа.


Петушок Домского собора

Одним из главных символов Риги, наряду с органом Домского собора, является золотой петушок, стоящий на шпиле этого храма. В 2015 году петушок был снят с башни, отреставрирован и заново покрыт позолотой в 24 карата.
Изначально петушок был установлен на шпиль башни Домского собора в 1595 году. Долгое время он был двухцветным: один бок у него был позолоченный, другой – черный. Петушок служил флюгером: если поворачивался к Даугаве золотым боком, это означало, что суда могли войти в Ригу и торговать, а если черным – то погода не благоприятствовала и нужно было ждать перемен. Первый петушок простоял на башне собора около 400 лет и только в 1985 году был заменен на новый, который изготовили кузнецы Виктор Слабковский и Петр Король. Спустя 30 лет, в 2015 году Петр Король отреставрировал своё творение.
В шаре под ногами петушка по традиции находится капсула времени с посланием будущим поколениям.

Отражения в искусстве и культуре

Домский собор — один из символов Риги, и его изображение присутствует на большом количестве сувенирной продукции, открыток, картин и т. п.
Николай Рерих посвятил Домскому собору две картины — «Рига. Интерьер кафедрального собора» и «Собор» (1903).
Виктор Астафьев в своих «Тетрадях» посвятил целую главу Домскому собору, где описал свои впечатления от этого строения.
03.05.2020 - 16:11:51
 
Просмотры: 430
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 200D
 
Диафрагма:
f/5,6
 
Выдержка:
1/125s
 
ISO:
100
 
Ф.расстояние:
18mm
 
Программа:
Windows Photo Editor 10.0.10011.16384
 
Дата съёмки:
15.09.2019 - 14:12:34
 
Понравилось:
Иван Литвинов
Андрей Заломленков
Alex
Алёна Савина
Юрий
Вячеслав Минаев
Николай Кондаков
Оксана Лада
skijumper Иванов
Нина Андронова
Елена (ЛенаРа)
Виктор Осипчук
Анатолий Восточный
Vladimir Semenchukov
Владимир Драгунский
Ольга
Андрей Хлопонин
Maxim Lanin
 
Добавили в избранное:
Георгиевич
 
Сообщить о нарушении