Построен в 1709-17 годах, согласно преданию, по распоряжению и на вклад Петра I, с использованием его чертежа, в честь победы под Полтавой над шведскими войсками. Главный престол мученика Иоанна Воина, небесного покровителя живших здесь, в слободе, стрельцов. В трапезной правый придел в юго-восточном углу освящён во имя мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Первое письменное упоминание о его предшественнике, одноимённом храме относится к 1625 году (находился ближе к Москва-реке, разрушен наводнением, перенесен на новое место).
Coopужена часовня (снесена в 1920-х годах). Из-за сходства ряда архитектурных деталей храма и Меншиковой башни некоторые исследователи приписывают его архитектору И.П. Зарудному. В 1759 году (по другим источникам в 1772 году) в северо-восточном углу трапезной coopужён левый придел Димитрия Ростовского. Позднее построен приставной придел великомученицы Варвары. В западной части coopужены хоры, богато декорированные лепниной с позолотой и живописью (художник Г. Доможиров, 1779-85 годы).
По проекту В.И. Баженова в 1785-91 годы coopужена надпрестольная сень на 6 колоннах и четырехъярусный иконостас, который был разобран в 1860 году и заменён новым. В 1928 году вместо него был установлен деревянный резной иконостас — современник храма (1708 год; по другим источникам 1705 год), перенесенный из разрушенного храма Трёх Святителей у Красных ворот. Считается одним из лучших образцов русской декоративной резьбы по дереву XVII-XVIII веков. Кирпичная ограда с узорной металлической кованой решеткой в стиле барокко с растительным орнаментом построена в 1754-58 годах.
Храм выстроен в стиле раннего московского барокко. Ярусный. Первый, больший, восьмифанный, стоящий на четырехугольном здании, имеет полукупольную форму, которой внутри соответствует восьмигранный сомкнутый свод. Переход к нему осуществлен при помощи треугольных нитеобразных сводов - тромпов. Диагональные фани восьмифанника заметно шире остальных, которые имеют выступы. Это создает впечатление крестообразности средней части храма. В каждом выступе — окно с полукруглым завершением, обрамленное своеобразным портиком с фронтоном. Второй восьмигранник, больше похожий на фонарь, завершается полукуполом. Полукруглые фронтонные завершения посередине карнизов, оконные проемы, балконные балюстрады, обходящие два нижних яруса, пилястры на ребрах восьмиугольника, спиралевидные завитки с «глазком» в центре (волюты) «размывают» границы ярусов. В центрах стен полукруглые фронтоны («полуглавия»). Оба придела трапезной снаружи имеют главки. Над каждым приделом самостоятельный сомкнутый свод с 4 распалубками. Колокольня восьмифанная (колокола сохранились).
В 1848 году в доме священника жил художник А.К. Саврасов. Храм обновлялся в 1895 г.
В советские годы храм не закрывался. В 1922 году власти изъяли свыше 10 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Позднее в храм были переданы иконы, утварь и ковчеги с частицами св. мощей из закрытых окрестных храмов. Сохранились здание богадельни (1805 года) и дом причта. В 1985 году в связи с расширением улицы часть ограды была разобрана и перенесена ближе к храму.
Coopужена часовня (снесена в 1920-х годах). Из-за сходства ряда архитектурных деталей храма и Меншиковой башни некоторые исследователи приписывают его архитектору И.П. Зарудному. В 1759 году (по другим источникам в 1772 году) в северо-восточном углу трапезной coopужён левый придел Димитрия Ростовского. Позднее построен приставной придел великомученицы Варвары. В западной части coopужены хоры, богато декорированные лепниной с позолотой и живописью (художник Г. Доможиров, 1779-85 годы).
По проекту В.И. Баженова в 1785-91 годы coopужена надпрестольная сень на 6 колоннах и четырехъярусный иконостас, который был разобран в 1860 году и заменён новым. В 1928 году вместо него был установлен деревянный резной иконостас — современник храма (1708 год; по другим источникам 1705 год), перенесенный из разрушенного храма Трёх Святителей у Красных ворот. Считается одним из лучших образцов русской декоративной резьбы по дереву XVII-XVIII веков. Кирпичная ограда с узорной металлической кованой решеткой в стиле барокко с растительным орнаментом построена в 1754-58 годах.
Храм выстроен в стиле раннего московского барокко. Ярусный. Первый, больший, восьмифанный, стоящий на четырехугольном здании, имеет полукупольную форму, которой внутри соответствует восьмигранный сомкнутый свод. Переход к нему осуществлен при помощи треугольных нитеобразных сводов - тромпов. Диагональные фани восьмифанника заметно шире остальных, которые имеют выступы. Это создает впечатление крестообразности средней части храма. В каждом выступе — окно с полукруглым завершением, обрамленное своеобразным портиком с фронтоном. Второй восьмигранник, больше похожий на фонарь, завершается полукуполом. Полукруглые фронтонные завершения посередине карнизов, оконные проемы, балконные балюстрады, обходящие два нижних яруса, пилястры на ребрах восьмиугольника, спиралевидные завитки с «глазком» в центре (волюты) «размывают» границы ярусов. В центрах стен полукруглые фронтоны («полуглавия»). Оба придела трапезной снаружи имеют главки. Над каждым приделом самостоятельный сомкнутый свод с 4 распалубками. Колокольня восьмифанная (колокола сохранились).
В 1848 году в доме священника жил художник А.К. Саврасов. Храм обновлялся в 1895 г.
В советские годы храм не закрывался. В 1922 году власти изъяли свыше 10 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Позднее в храм были переданы иконы, утварь и ковчеги с частицами св. мощей из закрытых окрестных храмов. Сохранились здание богадельни (1805 года) и дом причта. В 1985 году в связи с расширением улицы часть ограды была разобрана и перенесена ближе к храму.
В советские годы храм не закрывался: выносили золотые и серебрянные церрковные украшения и утварь...