Николоямская улица (в 1919—1992 годах — Ульяновская улица; ранее начало улицы именовалось Симеоновской улицей).
Одна из древнейших улиц Москвы, Николоямская связывает ее исторический центр с востоком. Улица начинается у слияния Яузы с Москвой-рекой и завершается у Андроньевской площади. Николоямская - одна из тех немногих улиц, что пересекает трассу Садового кольца в районе Земляного вала и продолжает свой путь далее. Вероятно, трасса улицы уже существовала к моменту сооружения укреплений Земляного города в конце XVI в. Это косвенно подтверждается сохранением в названиях окрестных переулков старинных московских урочищ: Лыщикова гора, Тетерки.
Здесь на окраине Москвы в конце XVI в. Борис Годунов разместил государеву ямскую слободу – компактное поселение служилых людей одной профессии. Словом «Ям» тогда называли почтовую станцию с постоялым двором. Как правило, она располагалась на оживленном тракте. Ямщики были обязаны содержать за государево жалование большое количеством свободных лошадей для перевозки людей и грузов. Постепенно жители Николоямской слободы стали заниматься частным извозом и гужевым транспортом: они постоянно ездили с грузами от Москвы до села Рогожи (современный Ногинск) и далее. Сразу же на выезде из слободы слободой располагался перекресток Рязанской и Владимирской дорог.
Само название слободы и улицы связано с церковью Николы на Ямах, т.е. на почтовой станции. Святитель Николай считался в народе покровителем мореходов, купцов и путешественников, поэтому посвящение главной слободской церкви не удивительно. Впервые храм упоминается в 1697 г., в 1870-е г. он был перестроен в русском стиле. Храм стоял на месте дома 35 и был снесен в советское время.
После основания Рогожского кладбища в 1770-е гг. здесь стали селиться старообрядцы, чья жизнь носила патриархальный и замкнутый характер. А со строительством Нижегородской железной дороги и открытием станции в 1861 г. ямская служба постепенно теряет былое значение, а жители слободы – свое особое положение. Здесь появляются доходные дома, селятся небогатые купцы и торговцы. Оживление на улице наступало лишь в связи с подготовкой к Всероссийской Нижегородской ярмарке.
Несмотря на утрату главного слободского храма, на Николоямской сохранились и вновь действуют старинные храмы: Симеона Столпника, Святителя Алексия Московского, Покрова на Лыщиковой горе. Из примечательных зданий на улице сохранились палаты XVIII в., доходные дома и городские усадьбы. Являясь прямой связующей артетрией между Заяузьем, Таганкой и Рогожской слободой.
Одна из древнейших улиц Москвы, Николоямская связывает ее исторический центр с востоком. Улица начинается у слияния Яузы с Москвой-рекой и завершается у Андроньевской площади. Николоямская - одна из тех немногих улиц, что пересекает трассу Садового кольца в районе Земляного вала и продолжает свой путь далее. Вероятно, трасса улицы уже существовала к моменту сооружения укреплений Земляного города в конце XVI в. Это косвенно подтверждается сохранением в названиях окрестных переулков старинных московских урочищ: Лыщикова гора, Тетерки.
Здесь на окраине Москвы в конце XVI в. Борис Годунов разместил государеву ямскую слободу – компактное поселение служилых людей одной профессии. Словом «Ям» тогда называли почтовую станцию с постоялым двором. Как правило, она располагалась на оживленном тракте. Ямщики были обязаны содержать за государево жалование большое количеством свободных лошадей для перевозки людей и грузов. Постепенно жители Николоямской слободы стали заниматься частным извозом и гужевым транспортом: они постоянно ездили с грузами от Москвы до села Рогожи (современный Ногинск) и далее. Сразу же на выезде из слободы слободой располагался перекресток Рязанской и Владимирской дорог.
Само название слободы и улицы связано с церковью Николы на Ямах, т.е. на почтовой станции. Святитель Николай считался в народе покровителем мореходов, купцов и путешественников, поэтому посвящение главной слободской церкви не удивительно. Впервые храм упоминается в 1697 г., в 1870-е г. он был перестроен в русском стиле. Храм стоял на месте дома 35 и был снесен в советское время.
После основания Рогожского кладбища в 1770-е гг. здесь стали селиться старообрядцы, чья жизнь носила патриархальный и замкнутый характер. А со строительством Нижегородской железной дороги и открытием станции в 1861 г. ямская служба постепенно теряет былое значение, а жители слободы – свое особое положение. Здесь появляются доходные дома, селятся небогатые купцы и торговцы. Оживление на улице наступало лишь в связи с подготовкой к Всероссийской Нижегородской ярмарке.
Несмотря на утрату главного слободского храма, на Николоямской сохранились и вновь действуют старинные храмы: Симеона Столпника, Святителя Алексия Московского, Покрова на Лыщиковой горе. Из примечательных зданий на улице сохранились палаты XVIII в., доходные дома и городские усадьбы. Являясь прямой связующей артетрией между Заяузьем, Таганкой и Рогожской слободой.
Спасибо за информацию!