Особое место в архитектуре Москвы занимает 1-й Дом Совнаркома и ВЦИК — знаменитый «Дом на набережной». Он, расположенный прямо напротив Кремля, как символ мрачной предвоенной эпохи стал «главным героем» одноименного романа Юрия Трифонова. Этот жилой дом стал уникальным комплексом. 505 квартир, с новейшим для тех лет оборудованием, были заселены новой советской элитой — генералами, наркомами, деятелями культуры. Квартиры были служебными и многие из них не раз сменили жильцов, обыкновенно не по их собственной воле. Их непростой судьбе посвящен мемориальный музей, разместившийся в квартире №1. Была построена целая система обслуживания жителей: большой зрительный зал-клуб на 1200 мест, спортзал и крытые теннисные корты, кинотеатр, магазин-распределитель, амбулатория, почта, ясли, детский сад, солярий, библиотека, столовая, прачечная, обширные подвалы, где были устроены снеготаялка и мусоросжигательные печи.
Архитектура этого комплекса, сделанного по проекту Бориса Иофана при участии его старшего брата Дмитрия, стала предвосхищением монументального стиля середины 1930-х годов, несмотря на то, что он проектировался и строился еще во время моды на функциональность и простоту.
У архитекторов было стремление заполнить без остатка не только весь солидный участок, но и создать монументальный объём. Разновысотные секции (до 11 этажей) образуют систему дворов. Уникальная архитектурная выразительность «Дома на набережной» основана на сочетании однотипных жилых секций со сложным общим силуэтом корпусов, окружающих дворы-колодцы. Симметрия речного фасада делает его более значительным, чем остальные, а длинный восточный фасад замыкает ансамбль Болотной площади и оформляет проезд с Большого Каменного моста на юг столицы.
Пристроенный с юга кинотеатр «Ударник» был открыт в том же 1931 году, что и заселен дом.
«Ударник» стал первым кинотеатром, созданным специально для звукового кино. Поэтому он несколько десятилетий носил неофициальный титул главного кинотеатра страны.
Архитектура этого комплекса, сделанного по проекту Бориса Иофана при участии его старшего брата Дмитрия, стала предвосхищением монументального стиля середины 1930-х годов, несмотря на то, что он проектировался и строился еще во время моды на функциональность и простоту.
У архитекторов было стремление заполнить без остатка не только весь солидный участок, но и создать монументальный объём. Разновысотные секции (до 11 этажей) образуют систему дворов. Уникальная архитектурная выразительность «Дома на набережной» основана на сочетании однотипных жилых секций со сложным общим силуэтом корпусов, окружающих дворы-колодцы. Симметрия речного фасада делает его более значительным, чем остальные, а длинный восточный фасад замыкает ансамбль Болотной площади и оформляет проезд с Большого Каменного моста на юг столицы.
Пристроенный с юга кинотеатр «Ударник» был открыт в том же 1931 году, что и заселен дом.
«Ударник» стал первым кинотеатром, созданным специально для звукового кино. Поэтому он несколько десятилетий носил неофициальный титул главного кинотеатра страны.