Теги: россия, родина, центр россии, город, тула, тульский кремль, успенский собор, собор успения пресвятой богородицы, архитектура, памятник архитектуры, барокко, 1772-1776 годы, 1762-1766 годы, 2013-2014 годы, кафедральный собор
Тула. Успенский кафедральный собор в Кремле
Тула. Успенский кафедральный собор в Кремле
Другие фотографии на ФотоКто: ← Вид на древнюю долину Гауи | август →
Просмотры: 2012
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/7,1
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
70mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
Дата съёмки:
10.06.2017 - 14:35:48
Адрес: Тула, Кремль, улица Менделеевская 8/1, 8/2
Строительство: 1762-1766 годы, колокольня — 1772-1776 годы, восстановление колокольни — 2013-2014 годы
Стиль: Барокко
Успенский собор Тульского кремля красотой и воздушностью форм напоминает праздничный торт. Этот эффект достигается благодаря особенностям архитектурного стиля, в котором выстроен собор, – русского барокко, а также из-за редкого для церковной архитектуры оттенка. Однако перед нами не сладкая бутафория, а настоящий храм с богатейшей историей. Чем он известен, расскажем далее.
Изначально в Тульском кремле была возведена небольшая деревянная церковь – Архангельская, – появившаяся в 1626 году. Каменный храм на её месте построили в 70-80-е годы того же столетия, однако его «первая версия» быстро пришла в негодность. В мае 1762 года был заложен новый храм. Строительство благословил епископ Коломенский и Каширский Порфирий.
Спонсировали стройку Софрон Сиднев, Андрей Володимиров и купец Лукьян Коптельцев (после его смерти – бургомистр Тимофей Чечулин). Возведение прихода завершилось спустя два года, а уже в 1766 году прошло его освящение. Однако храм изначально не отапливался, поэтому выполнял функции «летней» церкви и открывал свои двери только с Пасхи по Покров.
В 1930-м году Советская власть закрыла храм. В нём хотели организовать музей атеизма, но создания так и не дошло. Иконы и облачения частично отошли Николочасовенской церкви.
В 1945 году храм стал памятном Всесоюзного значения. Через 15 лет здание поставлено на государственную охрану, однако это не помешало в следующем же году разместить в Успенском соборе склад промтоваров. Реставрация проходила в рамках восстановления тульского кремля и началась в 1965 году; иконостас реставрировался с 1975 года в плоть до 1986 года.
Огонь в разные периоды времени повредил стенопись. В 1988 году восстановить её взялись московские художники во главе с В. Л. Лагутиным.
Возрождение храма началось в 1991 году храм был передан Тульскому епархиальному управлению. Предполагалось совместное использование собора с краеведческим музеем, отвечавшим за архитектурное сооружение в целом. Но из-за отсутствия финансирования реставрационные работы постепенно сошли на нет и возобновились лишь в 2013 году, опять же в рамках общей реставрации кремля. До этого, в 2005 году, впервые включена была подсветка собора.
Торжественно открыли восстановленный храм в 2015 году, когда в городе праздновался день рождения.
Светлый, нарядный, богатый деталями и разнообразным декором, собор представляет собой основную достопримечательность Тульского кремля. Имя зодчего, спроектировавшего это рукотворное чудо, осталось, увы, неизвестным. Однако история сохранила для нас имена мастеров, занятых при возведении, – это кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Добрынин, кузнец Осип Журов с помощниками. Главы стали золотыми при участии купца из Тулы Лариона Сорокина.
Крепкий, устойчивый, почти кубический массив храма внезапно устремляется ввысь лёгкими луковичками глав, которых у него пять – по количеству «накрытых» ими световых барабанов. С востока к корпусу примыкает низкий алтарь – решение, отсылающее к городским соборам XVI–XVII вв. С объёмом, выполненным без изысков, вступает в спор изобильный декор храма – влияние русского барокко. Формы и материалы украшений на стенах особенно разнообразны.
Два ряда окон обеспечивают церкви прекрасное освещение. Все три входа обрамлены порталами. Главный вход украшен двуглавым орлом – символом российской государственности.
Ярославские живописцы периода расцвета своей школы показали на примере этого храма всё своё искусство. В тёплое время года в 1765–1766 гг. они работали без устали командой в 36 человек под руководством Афанасия Андреевича Шустова.
Изобразительное оформление стен, простенков, оконных откосов монументально, придаёт облику торжественности. Росписи расположены в соответствии с ярусами, сюжеты их традиционны для православных храмов. Особенностью живописи здесь является чёткая прорисовка даже незначительных деталей.
Иконы работы неизвестных мастеров – наёмных художников Л. Сорокина – и калужского священнослужителя Андрея Филиппова расположены в семь ярусов. Ещё три иконы написал оружейник Григорий Белоусов – признанный иконописец из Тулы. Изначально иконостас состоял из 66 икон, но до наших дней их дошло меньше на 10.
Колокольня строилась в период с 1772 по 1776 годы. В работах принимали участие Софрон Сиднев, Иван Гурьев, Иосиф Журов. Колокольня поднялась в высоту 70,4 метра (без креста), звучала 22-мя колоколами и часами с боем над ними.
Храм носит имя Тихона Амафунского. Очевидно, это «наследство» первого каменного собора, имевшего придел во имя святого Тихона. Построен храм в 1778 году на средства местного купечества. Иконостас и придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста устроены при участии соборного старосты Вукола Кузовлева.
В 2014 году после реставрационных работ храм получил название Дмитрия Донского (освящён в 2015 году).
https://pravednik.info/svyato-uspenskij-kafedralnyj-sobor-tulskogo-kremlya.html