error
Регистрация

Спас на Угре. Спасо-Воротынский монастырь

 
 
Спас на Угре. Спасо-Воротынский монастырь - Алексей Шаповалов Стерх
Спас на Угре. Спасо-Воротынский монастырь
Теги:  россия, родина, центр россии, калужская область, калужский район, село, село спас, спасо-воротынский монастырь, спасо-преображенский воротынский монастырь, памятники архитектуры, архитектура, введенский храм, спасо-преображенский собор
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Смоленск. Храм Михаила Архангела (Свирский) с колокольней :: Алексей Шаповалов Стерх
Орёл. Здание Коммерческого банка. Вид от набережной реки Орлик :: Алексей Шаповалов Стерх
Курск. Сергиево-Казанский Кафедральный собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Курская область. Село Тазово. Знаменский храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Храм Михаила Архангела в Норском :: Алексей Шаповалов Стерх
Рыльский Свято-Николаевский монастырь. Колокольня :: Алексей Шаповалов Стерх
Рязань. Успенский кафедральный собор и колокольня :: Алексей Шаповалов Стерх
Старая Ладога. Собор Рождества Иоанна Предтечи :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Утро   |   хищница  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Спас на Угре. Спасо-Воротынский монастырь
Адрес: Калужская область, Калужский район, село Спас
Первое упоминание: 1511 год

В статье "Спасский на Угре монастырь - исторические предания и архитектура" культуролог К. А. Соловьёв пишет: "Предание также гласит, что монастырь был основан на месте церкви или погоста. Погостами в Древнерусском государстве Киевская Русь именовали административные единицы - места, где заезжие купцы вели торг с местным населением, а князья использовали погосты в качестве временного своего пребывания, когда выезжали за данями в полюдье. В таких погостах были и перевозные языческие кумирни. Это вполне согласуется с тем, что на месте, где был основан монастырь, мог находиться древнерусский город... Сам по себе мыс, на котором был основан монастырь, являлся естественным языческим святилищем, связанным с мерянским культом священной воды и священных камней".
Основал Спасо-Преображенский монастырь Дмитрий Фёдорович Воротынский. Согласно преданию, он очень впечатлился, узнав, что икона, на которой было изображено Преображение Господне, исцелила некоего боярина по имени Карташа. Князь повелел вместо погоста и старого храма, в котором, видимо, тот образ хранился, "воздвигнуть обитель, нарекаемую Спасо-Преображенской". А ещё есть версия, что Воротынский хотел приурочить строительство обители к стоянию на реке Угре или к своему переходу в подданство Московского князя, так как ранее он служил великим князьям Литовским. Первые документальные упоминания о монастыре датируются 1511 годом. В жалованной грамоте великого князя Василия III можно прочитать: "Да положил Кер Патрикеев в Приказе Сыскных дел восемь грамот, три грамоты Великого князя Василия Ивановича всея России лета 7019 и 20-го (1511-1512), а в тех грамотах написано их монастырская вотчина в Воротынском уезде селцо Арешково..." Предполагается, что в строительстве Спасо-Преображенского монастыря участвовал ученик преподобного Тихона Калужского Никифор Медынский, ставший позже местночтимым святым. Существовала обитель, главным образом, на средства князей Воротынских, а также других именитых родов - Хотетовских, Стрешневых и Тургеневых. В 1626 году Воротынская обитель упоминается в писцовых книгах, а также в "Большом чертеже" - приложении к первому в нашей стране географическому атласу.
Соловьёв приводит любопытную цитату из дела о приезде в Россию Антиохийского Патриарха Макария: "...владыка Патриарх ночевал в Спасской обители и отдал в обитель своих коней на сохранение, затем Патриарх ехал до Москвы водою, а лошади его из обители исчезли..." В 1665 году монастырь приписали к Крутицкому архирейскому дому, а через 60 лет он, видимо, перестал функционировать - по крайней мере, после 1725 года обитель ни в каких документах не фигурирует. В следующий раз она упоминается в 1763 году в ведомостях, "учинённой в силу Ея Императорского Величества указу о Спасском монастыре, что в Воротынском уезде на устье р. Угры". Там содержится подробное описание построек обители: "Оный Спасский монастырь при каком государе, и по каким грамотам или повеления, и в каком году построен за неимением при оном монастыре власти и монашествующих подлинного известия потребовать не от кого. В оном монастыре церквей каменных две, в них престолов два. Первая настоящая во имя Преображения Господня, на ней глава одна, обита зелёной и жёлтой черепицею. Крест железный. Крыша тёсовая. Вторая - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и при ней трапеза. На ней глав две, обитые черепицею зелёною и жёлтою. Кресты железные. Крыша тоншее, токмо оная крыша весьма ветха..." Обитель после такого вердикта, разумеется, была упразднена вовсе, а церкви стали приходскими.
По описи 1763 года в монастыре имелось всего три каменных постройки - два храма да келья. Остальные здания, включая колокольню, были деревянными. Каменную звонницу решили строить в конце ХVIII века. Известно, что для её возведения снесли ограду некрополя. Примечательно, что хотя монастырские строения ремонтировались уже после реформы Никона, они не претерпели никаких изменений; в то время оставить у перестраиваемой церкви шатёр было невозможно. Объяснить это можно только тем, что они находились на содержание знатной консервативной семьи, а трапезная Введенская церковь могла быть усыпальницей древнего и знатного рода, не принимавшего Никоновкую реформу. К началу ХХ века от монастыря осталось лишь два храма. Оба приходские, причём Преображенская церковь была тёплой. В 1930-е годы их закрыли, всё имущество изъяли, уничтожили старинное кладбище с надмогильными плитами, датированными ХVI веком. Долгие годы храмы стояли в запустении, постепенно превращаясь в руины. Лишь летом 2000 года всё, что осталось от Спасо-Преображенской Воротынской обители, передали Церкви. Причём, согласно составленным тогда актам лишь во временное пользование. Оба храма к тому времени находились в аварийном состоянии. Шатёр Спасо-Преображенского собора покрылся многочисленными трещинами. Кроме того, в нём зияла огромная пробоина. Трещины имелись и в углах четверика, а также в алтарных сводах и стенах. Что касается второго храма - Введенского, то кровли на нём не было вовсе, своды трапезной разрушились, а стены потрескались. Более того: в южной стене первого этажа был сделан... автомобильный проезд для заезда в помещение автотранспорта, расплагавшейся поблизости воинской части. Кроме того, за это время оба храма сильно вросли в землю: культурный слой в некоторых местах превышал 1 метр!
Потихоньку началось возобновление монастыря. Первым делом снова начали служить молебны в честь преподобного Никифора Медынского. Это произошло в 2002 году. Официально же объект культурного наследия религиозного назначения "ансамбль Спасо-Воротынского монастыря" перешёл в безвозмездное пользование Калужской епархии лишь через три года. А в конце января 2007 года российское правительство, наконец, подписало распоряжение №89-р, согласно которому монастырь окончательно передали Церкви.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №211, 2016 г.
http://sobory.ru/article/?object=01469
05.06.2019 - 21:57:19
 
Просмотры: 964
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/8
 
Выдержка:
1/320s
 
ISO:
125
 
Ф.расстояние:
32mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
 
Дата съёмки:
10.05.2019 - 10:16:09
 
Понравилось:
Евгений
Олег Манаенков
Татьяна Каневская
Tata Wolf
Alisia La DEMA
Александр Смольников
Галина Флора
Фёдор Бачков
Павел Катков
Инна Драбкина
Andrey Lomakin
Михаил Болдырев
Владимир Гурьянов
Юрий Поляков
Сергей Лындин
Андрей Щетинин
Николай Дергачев
Олег Кузовлев
 
Сообщить о нарушении