Теги: тверская область, село Иваниши, церковь успения пресвятой богородицы, древнерусская архитектура
творение древнерусской архитектуры
творение древнерусской архитектуры - церковь Успения Пресвятой Богородицы (1534-1542) в селе Иваниши (Тверская область)
Другие фотографии на ФотоКто: ← времена года | В свете утренней зари! →
Просмотры: 1008
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 600D
Диафрагма:
f/9
Выдержка:
1/320s
ISO:
100
Ф.расстояние:
44mm
Программа:
---
Дата съёмки:
28.01.2012 - 06:31:06
Расцвет монашеской колонизации на Руси приходится на ХV столетие. Основание монастырей в западных землях стало частью колонизационной политики Москвы - новые обители устраивали вдоль северо-западных окраин, по верховьям Волги, Ламы, Тверцы. Так, к примеру, возникли Нилова пустынь на озере Селигер, Тверской Николо-Малицкий монастырь под Тверью и Троицкий в Селижарове, Николаевская Столпенская обитель под Вышним Волочком. В это же время возобновляется Старицкий Успенский монастырь, наступила пора расцвета и для Вознесенского Оршина монастыря под Тверью.
Идея строительства храма в своем монастыре созрела у Шигони, скорее всего, именно в годы опалы. Внешний облик возведенного Шигоней собора был достаточно традиционным для своего времени. Древнейшая часть собора - четырехстолпная, почти квадратная в плане - поставлена на глубокий подклет и завершена тремя главами. Образцом для его постройки могла стать кремлевская княжеская церковь Благовещения, а некоторые особенности храма напоминают Успенский собор в Старице, в частности пирамидальное размещение оконных проемов. Трехглавое завершение придает кубическому объему храма резкую зрительную асимметрию, редко встречающуюся в русских крестовокупольных храмах. Традиция устройства под храмами глубоких подклетов, для которых специально отрывали котлованы по периметру стен и под столбы, а в основание фундамента вбивали забивали толстые дубовые сваи, появилась на Руси вместе с итальянскими мастерами. В Иванишах использован именно такой «итальянский» прием, но ренессансные мотивы были опрощены и утратили неожиданность.
Обновление храма в середине XVІІІ века связано с родом Головиных. Появилась теплая трапезная с приделом Сергия Радонежского, колокольня с шатровым завершением; утрачиваются шлемовидные главы, кокошники, поизакомарные покрытия, частично растесываются оконные проемы и порталы.
В 1939 году церковь была закрыта и разграблена, здание передано под склад зерна. Последний сельский иерей Василий Петрович Верзин, потомственный священник, был отослан в Старицу, откуда его в начале войны отправили по этапу как неблагонадежного. Имение Головиных местные власти начали разорять несколько раньше. В войну церковь служила жителям укрытием при бомбежках и обстрелах. Полы и остатки иконостасов фашисты пустили на дрова. После освобождения местные жители разобрали церковную ограду и башни, складывая из кирпича печки в своих домах.
Сорок лет назад известный архитектор-реставратор Борис Львович Альтшуллер приступил к ремонту; частичная реставрация спасла храм от разрушения. Однако храм вновь оказался никому не нужным. О возвращении ему прежнего статуса не могло быть и речи. А совхоз, на балансе которого находилось неповторимое творение древнерусской архитектуры, не решался использовать его под свои хозяйственные нужды. Средства на его достойное содержание не выделялись - так и стоял храм практически забытый, приходя в окончательное запустение из-за вандализма кладоискателей.