Теги: троице-сергиева лавра, соборы, смоленская церковь, церков зосимы и савватия соловецких, каличья башня
соборы Троице-Сергиевой Лавры
соборы Троице-Сергиевой Лавры - Церковь Смоленской иконы Божией Матери, церковь Зосимы и Савватия Соловецкий и Каличья башня
Другие фотографии на ФотоКто: ← осень | В поисках неба... →
Просмотры: 1071
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 600D
Диафрагма:
f/5
Выдержка:
1/100s
ISO:
100
Ф.расстояние:
53mm
Программа:
---
Дата съёмки:
16.04.2012 - 09:57:51
На том месте, где стоит теперь церковь, в начале ХVIII века располагалось каменное здание братской поварни.
На наружной стене поварни находилась чудотворная каменная резная икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской. Отсюда и происходит название церкви. В настоящее время эта икона находится в Сергиево-Посадском историко-художественном музее, а на наружной восточной стене церкви установлена почитаемая копия.
В 1730 году чудотворная каменная икона Одигитрия Смоленская представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, имевшему пригнутые к спине и иссохшие руки и который после сего видения получил исцеление.
«О храмовом сей церкви образе Божией Матери в рукописном описании Лавры, составленном в 1781 году, приводится показание старожилов, взятое в 1746 году, что в 1730 году образ сей, стоявший в то время на стене палаты, представился в сонном видении псаломщику, имевшему пригнутыя к спине и изсохшия руки; что после сего видения псаломщик получил исцеление и, по важности события, был представлен Императрице Анне Иоанновне в Измайловском Дворце и освидетельствован врачами» А. В. Горский.
Для прославившейся чудотворением иконы здание поварни в 1735 году по именному указу императрицы Анны Иоанновны было обращено в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Но здание оказалось ветхим, и на деньги, пожертвованные графом А. Г. Разумовским в количестве 4654 рублей 38 копеек, была поставлена новая церковь, существующая до настоящего времени.
Церковь строилась с 1745 по 1748 гг. при наместнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) по проекту архитектора Д.В. Ухтомского.
Торжественное освящение церкви было совершено 6 июня 1753 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и высокопоставленных придворных.
Смоленская церковь – единственный в монастыре храм, имеющий в плане форму круга «с четырьмя глубокими криволинейными нишами на всю высоту стен». Волнообразный ритм стены подчеркнут изогнутыми фронтонами, плоскими сдвоенными пилястрами и усложнен двойной полосой окон в скульптурных наличниках, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом - прекрасный образец архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписанный в древний ансамбль монастыря.
В 1635-1637 гг. с западной стороны монастыря, на пути от Каличьих ворот к Троицкому собору, стараниями келаря Александра (Булатникова) была возведена шатровая Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
С именем келаря Александра, выходца из Соловецкого монастыря, связаны большие строительные работы. В течение 20 лет (1622-1641) он восстанавливал и отстраивал Троицкий монастырь после разорительной 16-месячной осады обители польско-литовскими войсками в начале XVII в.
Больничная церковь — единственный шатровый храм Лавры. Пояса кокошников, украшающие шатер, напоминают завершения фасадов древнейших храмов Лавры ХV-ХVI вв. Декор апсиды церкви, в виде выложенных из кирпича тяг и гирлянд с белокаменными вставками, напоминает апсиды Духовской церкви.
Храм назван в честь основателей Соловецкой обители. Очевидно, форма завершения церкви во имя Соловецких чудотворцев была подсказана шатровой конструкцией главного храма Соловецкого монастыря — Преображенского собора (1558).
Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. В середине XVII в. в Больничных палатах проживало до пятидесяти больничных старцев. В больничную церковь они попадали через западную паперть, не выходя на улицу.
В 1759-1772 годах крепость украсила Каличья башня, расположенная с северной стороны над одними из ворот. Первоначально ей дали название "Конюшенная", т.к. под ней был оборудован один из входов в Лавру, ведущий к основным монастырским хозяйственным службам (в том числе, к конюшням). Позже на ее месте выстроили еще одну, но она тоже не прослужила долго. Нынешнюю башню возвели во второй половине XVIII века, параллельно со строительством колокольни. Ей никогда не придавалось боевого значения, т.к. построили ее в то время, когда монастырь перестал быть оборонной крепостью. Она представляет собой сооружение в классическом стиле, подчеркивающее торжественность основного входа в обитель. Внешний вид целиком и полностью отвечает этой задаче - строение очень отличается от других и не вписывается в общепринятое понятие "башня крепостной стены". Внутри нее – не совсем обычный проход – в форме буквы "Г". Также имеется деревянная винтовая лестница, которая ведет на смотровые площадки. До сих пор нет достоверных сведений о том, откуда появилось название – Каличья. По одной из версий, это сокращенно "Калитечья", т.к. в воротах под ней был всегда открытый вход – калитка. В 1772 году был снесен мост перед воротами, его не стали восстанавливать, а ворота намертво закрыли. Долгое время прошло прежде, чем эти сооружения вновь стали радовать своей мощью и архитектурными приемами, сегодня воссозданы и мост, и врата.